Людмила Навальная сегодня прилетела в Салехард. Посмотрите на карте, где находится Салехард и представьте, как мать ночью летела над снежными полями, над Уралом, все дальше и дальше в холод, снег и лед, чтобы забрать тело своего сына.

От Салехарда до колонии "Полярный волк" — около 50 километров. В Салехарде сегодня минус 27. Впрочем, Людмила Навальная недавно проделывала этот же путь — 12 февраля у Навального было свидание с родителями.

Около 11 часов по местному времени мать Алексея и адвокат приехали в колонию. Потом они ждали около двух часов. Чего? Пока начальник колонии Вадим Константинович Калинин изволят откушать завтрак? Пока придут новые указание из Москвы?

Через два часа им сообщили, что следователи увезли тело в Салехард. И теперь им придется ехать еще 50 километров.

А сообщить заранее нельзя было? У вас там что, такой поток убитых заключенных, что вы даже сообщить не можете, где тело? Принять мать убитого вовремя не можете? Или просто гражданин Калинин действует по расписанию и прием населения раньше одиннадцати не осуществляет?

В Средние века бывало, что родственники казненного платили палачу за то, чтобы он вернул им тело. Потому что казнь не ограничивалась только отнятием жизни. Тела повешенных могли висеть годами, отрубленные головы водружались на видном месте. И это было нужно не только, чтобы напомнить о могуществе государства. Посмертное надругательство над телом было важной составной частью наказания.

Вам, значит, надо еще поиздеваться. Еще заставить мать проходить через все ваши бюрократические препоны, потрястись по вашим прекрасным ямальским дорогам. А что такого-то? Все по правилам.

Мрази, отдайте матери тело сына!

За тем, куда летит и едет сейчас Людмила Навальная, следят тысячи людей по всему миру. А если бы это была мать никому не известного зэка, которая ехала бы забирать тело замученного, забитого, или умершего от туберкулеза сына, то никто бы этого не знал.

Кстати, права зэков — это то, чем Алексей пытался заниматься, уже находясь в неволе. Потому что он до самого конца продолжал борьбу.

Сегодня все повторяют его слова: "Не сдаваться!" Как бы это не стало пустым лозунгом, очередным мемом.

Но если мы сдадимся, значит, поразительное самопожертвование Алексея Навального было совершено зря. Тогда он как будто бы умрет еще раз. И это будет совсем ужасно.

Поэтому давайте действительно не сдаваться. Вчера на митинге рядом с российским посольством я видела людей, плакавших в голос. Я видела тех, кто стоял, опустив голову, и не мог сказать ни слова.

Давайте каждый из нас сядет и подумает — что я могу сделать? Я не могу закончить войну и сменить режим, не могу добиться освобождения всех неправедно заключенных. Я много чего не могу. А что я могу? Не врать. Называть войну войной, а тирана тираном.

Сохранять спокойствие. Хмм — тоже мне, великое дело… Вообще-то, великое. Потому что, впадая в панику, позволяя эмоциям захлестнуть себя, мы увеличиваем и без того невероятный уровень злобы и агрессии.

Сохранять человечность. Потому что если мы озвереем, то станет как гражданин Калинин, и тогда вся наша жизнь будет проходить как в колонии "Полярный волк".

Разговаривать с той аудиторией, которая у каждого из нас есть — с родными и близкими, с коллегами и одноклассниками — и это уже много.

Но в ближайшие несколько часов меня волнует один вопрос — тело Алексея Навального должны отдать родным. Может быть, когда пост выйдет, это уже произойдет. Что ж, тогда будем думать, что нужно еще.

PS: Пока я писала этот пост, Людмила Навальная с адвокатом добрались до Салехарда. В Салехардском морге дверь закрыта, их туда не пускают. Говорят, что тела Алексея там нет.

МРАЗИ, ОТДАЙТЕ МАТЕРИ СЫНА!

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены