Фраза "Патриотизм — последнее прибежище негодяя", которую Сэмюэль Джонсон произнёс ещё в 1775 году, а с тех пор много кто повторял, — вовсе не означает, что все, кто любит свою родину, — негодяи. Как мне кажется, смысл её в том, что негодяи очень любят прикрывать свои грязные делишки любовью к родине. Во всяком случае, именно этим занимаются создатели "Разговоров о важном".
24 февраля, в третью годовщину начала полномасштабного российского вторжения в Украину, учителя должны будут говорить с детьми о "малой родине". Объяснять им, что "малая родина — это то место, где мы родились и живём" и что это "не просто географическое место, это фундамент нашей личности, источник корней и основа нашего мировосприятия".
Скучное воспевание
Дальше нужно обсудить цитаты из Белинского, Паустовского и Алексея Толстого о любви к родине. Цитаты эти настолько скучные, что даже останавливаться на них не хочется. Потом в каждом регионе будут говорить о собственных достижениях. Создатели "Разговоров" постарались и разработали сценарии для всех регионов — конечно же, и для оккупированных тоже. Поговорив о том, чем хорош каждый регион, нужно, как водится, перейти к Путину, который тоже высказался о любви к родине и сообщил, что "любовь к Отечеству — это и есть то главное основание души любого истинного гражданина России".
Конечно, немного утешает мысль о том, что занятие превратится в произнесение давно девальвированных, скучных слов о любви к родине и вообще никакого влияния на детей не произведёт. Но это, впрочем, утешение очень слабое.
Неприятно думать, что у кого-то из, например, московских школьников, останется в голове представление о том, что самые прекрасные москвичи — это Никита Михалков, Татьяна Тарасова и Валерий Гергиев — все, безусловно, выдающиеся деятели культуры, но поставившие свои таланты на службу государству. А вот Алексей Навальный, Илья Яшин, Алексей Горинов — это так, непонятно кто, русофобы. О них речи на уроке нет.
Но дело даже не только в этом. Мне не хватило сил и терпения внимательно изучить все сценарии для всех российских регионов. Да и зачем? Помните разговор Ивана Бездомного с Мастером:
— А вам что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал!
— А как же вы говорите?
— Ну, что же тут такого, как будто я других не читал? Впрочем... Разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны!
— Не пишите больше!
— Обещаю и клянусь!
Ясно, что все эти сценарии на одно лицо — слащавые цитаты о любви к родине, дальше воспевание достижений конкретного региона и в заключение — слова Путина.
Можно только хвалить
Отсюда несколько вопросов.
Почему разговор о любви к родине крутится исключительно вокруг того, что в ней хорошего? Почему любой разговор о том, что у тебя дома есть дурного, — это проявление русофобии и позор? Может быть, наоборот, имеет смысл поговорить о том, что можно изменить к лучшему на нашей "малой родине"?
Вот, например, Москва. Может, вместо того, чтобы в очередной раз воспевать загадочные для меня традиции московского гостеприимства, поговорить об ужасающем отношении к мигрантам и о том, как надо общаться с людьми, приехавшими к тебе на родину, чтобы выполнять за тебя всю грязную работу? Можно, конечно, обсудить, как Москва похорошела. (Меня лично невероятно раздражает пластиковый глянец, наведённый в последние годы, но это моё личное мнение). Но может быть, стоит поговорить о том, как разрушаются старинные дома, какие есть проблемы с транспортом, чистотой воздуха, пробками?
А есть ведь ещё и другая тема — о тех, кто покинул свою малую родину. Таких ведь миллионы. Это и те, кто уехали на заработки или на учёбу и совсем не хотят возвращаться в свой маленький и нищий городок. А ещё — те, кто покинул Россию, потому что не желают жить в стране, ведущей страшную войну, не хотят идти по мобилизации в армию или чтобы их дети принимали участие в "Разговорах о важном".
Значит ли всё это, что мои родные, друзья и я сама заслуживаем презрения и неуважения? Каких прекрасных людей я встретила за последние три года за пределами своей и малой, и большой родины! Тех, кто прекрасно работает — журналистов, кинооператоров, врачей, предпринимателей. Тех, кто постоянно мыслями — дома, в России, кто отсюда не устаёт помогать политзаключённым, беженцам или просто тем, кто нуждается в помощи.
Ох, как же интересно можно было бы поговорить об этом со школьниками в России. Каким действительно важным мог бы быть подобный разговор. Можно ли любить родину, покинув её? Можно ли помогать ей, оказавшись за её пределами?
Безоглядная любовь
А как важно было бы обсудить с ребятами судьбу Алексея Навального, пожертвовавшего свободой, а затем и жизнью, но вернувшегося в Россию. Подумать о том, почему его вышедшая посмертно книга называется "Патриот". А вот Олег Орлов, член правления "Мемориала", и Илья Яшин оказались за границей — пусть даже против своей воли. Можем ли мы считать их преданными своей родине? Я считаю, что да, безусловно. Интересно, что сказали бы ученики, если бы учитель непредвзято, спокойно, без лишних эмоций в ту или иную сторону рассказал им об этих людях?
А Юрий Шевчук? Песню "Родина, еду я на родину", кажется, пока никто не запретил? Что, если послушать её и обсудить — это поёт человек, которого мы можем назвать патриотом, или же враг своей родины? Он ведь её уродиной называет. И что это за начальник, к которому он обращается в конце?
Ну и, наконец, ещё одна мысль, для меня невероятно важная. Всё это занятие построено на мысли о том, что мы ОБЯЗАНЫ любить свою родину — причём во всех её проявлениях. А почему, собственно говоря? Что это за обязанность такая? Должна ли я любить грязь и пьянство, жестокость и дедовщину, коррупцию и отсутствие справедливых судов? Должна ли я любить Путина и Шойгу? Это же все проявления жизни моей родины. Мне кажется, что правильным будет желание избавить свою страну от всей той гадости, которая портит жизнь живущим в ней людям. И если любовь к родине с точки зрения авторов "Разговоров о важном" предполагает безоглядную любовь ко всему, что есть в стране, то тогда, извините — я не люблю свою родину.
О любви и нелюбви
Я люблю свой оставленный дом и своих друзей, свою семью и своих выпускников, свою школу, где я проработала столько лет, несмотря на то, что сегодня там сняли со стенда, посвящённого истории школы, мой портрет. Я люблю Ладожское озеро, по которому я ходила на байдарках со своими учениками. Я люблю Кратово, где я столько лет жила на даче.
Я не буду говорить, что люблю любую берёзку и рябинку. Вид золотой осени где-нибудь в странах Балтии вызывает у меня мысли о России и ностальгию, но это не значит, что все деревья пользуются моей любовью. Я хотела бы, чтобы в мире вообще было больше деревьев — и берёзок, и пальм — это важно для экологии. Но это не любовь, а просто рациональное рассуждение.
Мне нравятся те места, где я живу. Мой сегодняшний дом — в маленьком курортном городке на берегу океана, и, пожалуй, обстановка здесь мне нравится больше, чем вокруг моего многоэтажного дома на площади Победы в Москве. И это не имеет отношения к тому, на русском или португальском говорят люди на улицах. Мне, безусловно, нравится здесь больше, чем в спальных районах Москвы, но я бы хотела, чтобы в спальных районах, как, впрочем, и в центре, незнакомые люди улыбались друг другу, продавцы в магазине желали хорошего дня, и все всегда были готовы друг другу помочь.
Я не люблю чиновников, плюющих на людей и ворующих их деньги, я не люблю пьяниц, которые избивают своих жён и детей, я не люблю тех, кто влачит жалкое существование в умирающих деревнях, я не люблю генералов, которые сейчас ведут солдат в бой, да и солдат этих я тоже не люблю. Кого-то из перечисленных выше я жалею, кто-то из них мне противен. Я бы очень хотела, чтобы их жизнь изменилась. Я не знаю, почему этот комплекс чувств должен описываться словом "любовь".
И вообще, знаете, вспоминается Высоцкий: "Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно — когда в неё плюют".
Как провести урок?
А в классе можно поговорить о том, кому что нравится или не нравится в родном городе или деревне, и как сделать жизнь лучше... Постарайтесь только при этом обойтись без цитаты Путина — атмосфера в классе чище будет.
Видео-архив "Разговоров о важном" можно найти на моём youtube-канале. С этого года новые выпуски в текстовом формате выходят на сайте.
! Орфография и стилистика автора сохранены