Кто такой Хуан Перон? Полузабытый (по крайней мере, за пределами Аргентины) диктатор, о котором сегодня вспоминают как о "муже Эвиты", который появляется, конечно, в фильме Алана Паркера, но явно оттеснен на второй план харизматичной героиней мюзикла, да еще в исполнении Мадонны.

Так ли все просто? Перон был известен и популярен до появления в его жизни Эвы Дуарте и после ее смерти. Персону удалось невероятное — его свергли, он уехал в изгнание, а через семнадцать с лишним лет вернулся, в аэропорту его встречали сотни тысяч (есть мнение даже, что два миллиона) восторженных поклонников, и даже бойня, которую устроила одна фракция его сторонников, стрелявших в другую фракцию, не помешала ему снова стать президентом.

Он сделал вице-президентом свою третью жену, бывшую танцовщицу в ночном клубе, которая, может быть, и не была окружена таким поклонением, как Эвита, но зато стала президентом после смерти мужа и во многом способствовала тому, чтобы после ее свержения Аргентина погрузилась в море ужасающего террора.

И еще — Перон и Эвита были действительно популярны. Думаю, что когда Перон опирался на профсоюзы (и подчинял их государству), а Эвита создавала свой фонд и помогала беднякам (сделав взносы в фонд практически принудительными, а расходы денег неподотчетными), то они, конечно, искренне считали, что действуют "в интересах народа". Ну подумаешь, кого-то посадили, какую-то газетенку оппозиционную прикрыли, какого-то журналиста побили, натравили гангстеров на независимые профсоюзы, часть денег отправили на счет в швейцарском банке — на фоне знаменитых людоедов ХХ века они выглядят так… людоедиками.

Перон придумал хитрую вещь — он сам был военным и активно использовал свои армейские связи. Это достаточно типично для латиноамериканских стран и диктаторов. Но он сумел помимо армии опереться еще на профсоюзы, — разогнав те из них, которые хотели оставаться неподконтрольными государству. Тут же оказалось, что Перон — народный защитник, и прозвучали очень интересные его слова: "Насилие, совершаемое народом, это не насилие, а достижение справедливости".

Ну, такие песни мы слыхали… И вот уже ради этой справедливости можно разгонять оппозиционные партии, менять демократические институты и конституцию, создавать собственное "движение", потому что слово "движение" куда менее обязывающее и работает на имидж "народного заступника".

И дальше все покатилось, покатилось, покатилось. Концлагерей не было, массовых расстрелов не было — через кровавый террор Аргентина пройдет в 80-е годы. Несет ли Перон ответственность за те ужасающие политические и экономические проблемы, которые обрушатся на страну после его смерти? Формально нет, а, может быть, все-таки да? Может быть, тот, кто поплевывает на конституцию, разгоняет оппозицию и подчиняет общество государству, открывает страшную дверь? Может быть не случаен тот факт, что при Пероне Аргентина стала любимым местом и убежищем для сотен нацистских преступников? Есть вещи, с которыми играть опасно.

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены