Нарочито величественная процедура подписания В. Путиным Морской Доктрины наглядно подчеркнула, что это сделано прямо пропорционально запросу на величие и обратно пропорционально здравому смыслу. Ведь если набраться терпения и её внимательно прочитать, то сразу становится ясно, что единственное бесспорное положение Морской Доктрины — это ДНО. Как морское, так и океанское. А все остальное в ней соткано из одних противоречий.
МОРСКОЕ ДОКТРИНЕРСТВО.
Первое, что бросается в глаза после прочтения Доктрины, — полная потеря управления Россией. И это свидетельство самого большого риска, исходящего от современной России, пребывающей в состоянии ПЯТЬ ДЕ.
Такого рода документы поднимаются на поверхность из недр глубинного государства.
В представленном виде она не могла быть согласована ни в МИДе, ни в Минфине, ни в Минпромторге, ни в МО. По одной простой причине. Цена этой доктрины от нескольких бюджетов страны до нескольких ВВП. При том что основные затраты возложены на государство. А эффект при этом более чем сомнителен.
Следовательно, эта доктрина всплыла на поверхность непонятно откуда. Злые языки могут даже предположить, что из всем известного чемоданчика.
На чем основаны мои утверждения?
Я даже при поверхностном анализе Доктрины насчитал не менее десяти серьезных внутренних противоречий в документе, делающих его бессмысленным в практическом плане.
Это противоречия между целеполаганием, целесообразностью, возможностями, существующими международными обязательствами и практическими действиями российской власти.
Естественно, что этому следует посвятить отдельный SWOT-анализ для того, чтобы на его основе какой-либо психиатр дал оценку психического здоровья тех, кто в это верит, кто это пропагандирует, кто это писал, а самое главное — подписанта.
Россия, занимая 12-е место среди экономик мира, претендует на сохранение статуса великой морской державы, и ее интересы, согласно Доктрине, распространяются на весь Мировой океан. При этом она обеспокоена доминированием НАТО.
Обратимся к первоисточнику.
Сейчас по штату в составе ВМФ РОССИИ всего:
- 9 надводных кораблей первого ранга (океанской зоны). В т.ч. 2 из них в ремонте.
- 3 ракетных крейсера. 2 старше 34 лет в строю, одному — 24 года, и он построен по проекту 70-х годов.
- 4 эсминца. Один — 29 лет в строю, три — старше 30 лет.
Больше ничего в этом классе нет и не строится.
Дальняя морская зона — фрегаты. По штату 23. В т.ч.:
- 3 старше 40 лет;
- 6 старше 30 лет;
- 4 в достройке;
- 2 в ремонте;
- 8 новых.
Корветы — это корабли ближней морской зоны в составе ЧФ и БФ.
На флоте существует норматив: треть в походе, треть занимается боевой подготовкой, треть, как правило, ТО и ремонт.
Военно-морское присутствие и демонстрацию флага, как правило, осуществляют надводные корабли. Что в таком случае может быть в океанах?
В советское время каждый из четырёх флотов имел возможность сформировать оперативную эскадру для действий в Мировом океане.
Сегодня такой возможности у них нет и одну оперативную эскадру может формировать только весь ВМФ России. И то, до тех пор, пока не списаны корабли Первого ранга.
Подводный флот:
- АПРК — 11;
- 5 новых;
- 1 — старше 40 лет;
- 5 — старше 30 лет;
- АПЛ ( многоцелевые или с КР) — 25;
- 5 — новых;
- 1 — старше 20 лет;
- 19 — старше 30 лет.
Иррациональная стратегия развития флота не соответствует ни финансово-экономическим, ни технологическим возможностям страны. Сегодня в России есть возможности строительства только кораблей ближней морской зоны и, как исключение, дальней. Причём строительство нетехнологично и с большими сроками строительства.
Зачем в таком случае строить и поддерживать такую структуру флота, если страна не в состоянии обеспечить свои интересы в Мировом океане надводными силами и морской авиацией?
Морская авиация — это отдельный вопрос. Там уровень деградации ещё выше. Для обеспечения присутствия в Мировом океане необходимы современные десантные суда (с этим ещё хуже) и морская пехота, которая не может действовать без поддержки морской авиации. ВМФ России не в состоянии осуществить подобные операции даже в ближней морской зоне.
Для действий в дальней морской или океанской зонах авиационную поддержку морской пехоты осуществляет авиация авианосцев или вертолетоносцев. Таких кораблей в России вообще нет.
Доктрина очень детально прописывает жизненно важные интересы России в Арктике и развитие СМП. И одновременно декларируется задача сохранения его в качестве внутреннего водного пути. Кто и каким образом объяснит, как это сочетается?
Как следует понимать положения Доктрины о Черноморских и Балтийских проливах в свете международных обязательств? Разумеется без доктора.
"Пилите, Шура, они золотые".
Доктрина предусматривает создание производственных мощностей для строительства крупнотоннажных судов и кораблей, включая авианесущие. При этом ставятся задачи по сохранению государственного контроля в судостроении одновременно с инновационным развитием и сохранением инвестиционной привлекательности отрасли.
Какой специалист в области экономики и психиатрии может это объяснить?
Я как инсайдер проекта дальневосточного центра судостроения могу всех успокоить:
НИКАКИХ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ ТАМ НИКТО В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ НЕ ПОСТРОИТ.
В настоящее время осуществляется макетное проектирование российского авианосца.
Технологий для его строительства нет. Потребности у флота в нем тоже нет. Но есть предварительный бюджет — триллион рублей.
Вышеупомянутые планы по превращению СМП в нечто реальное также требуют триллион рублей.
Плюс независимая от мировых российская спутниковая навигационная система.
Плюс создание отечественной высокоскоростной САПР для судостроения.
И это при том, что человека, который пытался предложить нечто подобное, довели до смерти в СИЗО "Кресты".
Я уже молчу о том, что услуги по бурению на шельфе для Газпрома предлагает сын бывшего руководителя Конторы Глубокого Бурения А. Патрушев, несмотря на уход из России четырёх западных нефтегазосервисных компаний.
А про необходимость развития ГЛОНАСС в Антарктиде и говорить нечего.
Мне кажется, что здесь все ясно.
Я, конечно, могу ошибаться, но что-то мне подсказывает, что отдельным деятелям российского ОПК стало тесно в апартаментах площадью 5000 кв. м и стоимостью в полфрегата и принято решение обзавестись жильём стоимостью в крейсер.
Но есть и хорошие новости.
Следуя Доктрине, Россия намерена бороться с терроризмом и пиратством на море.
В этом нет сомнений.
Ни один пират или террорист не сравнится с захватом украинских кораблей в Керченском проливе, демонтажем с них унитазов и применением ракет по мирным украинским гражданам.
В завершение можно вспомнить героев популярной советской кинокомедии.
"Невозможно работать. Вы даёте нереальные планы. Это, как его, волюнтаризм".
Что-то подсказывает, что судьба Доктрины и её подписантов сложится таким же образом, как и героев этой комедии.
Только это и внушает оптимизм.