Не помню, в каком году состоялся тот разговор со студентами Литинститута - в 2000-и или в 2001-м.

Это были совсем молодые люди, вчерашние школьники. Большая группа, человек 20. Сначала обсуждали чей-то небольшой рассказ, удививший меня наивнейшим советским романтизмом. Автор, родившийся никак не раньше смерти "дорогого Леонида Ильича", живописал прелести советских 70-х, представляя их себе, видимо, по рассказам родителей или бабушек-дедушек.

Меня, понятное дело, особенно рассмешили детали. Впрочем, подробностей я уже не помню - помню только, что начала было объяснять, что каких-то вещей в те времена вообще не существовало, а каких-то не было в СССР, что пионеры вовсе не ходили тогда строем и с песнями по улицам, а писать, для начала, лучше о том, что хорошо знаешь, и что лично тебя более всего волнует в данный момент.

То есть, я не сомневалась, что "глубокая совковая древность" не может волновать и интересовать этих детей.

И вдруг оно понеслось на меня со всех сторон. Это. Неожиданное. Необъяснимое. Дети, в 91-м ходившие под стол пешком, стали объяснять мне наперебой, какую прекрасную и великую страну мы потеряли. Какие тогда были товарищеские, душевные и бескорыстные отношения между людьми, какие были светлые перспективы у каждого, родившегося неважно где и в какой семье. Какая была уверенность в будущем, какой высокий уровень жизни...

Я оторопела.

Вы, сказала я, мне, человеку, прожившему в СССР 30 лет, хотите рассказать, как там "всё было на самом деле"? Серьёзно? Вам не приходит в голову, что я это знаю лучше вас, просто потому что я эти годы прожила, а вас тогда вообще не было?

Нет, мой опыт для них не был аргументом - они всё знали лучше. И пошёл хруст французской булки о том, "что дала советская власть" их дедам, и каких высот могли добиться при ней их родители - но не добились, потому что 91 год лишил их всех возможностей.

Их родители были - плюс-минус - моими ровесниками. Каких "возможностей" лишил их развал Союза - не детям бы этим мне рассказывать.

Я тогда впервые подумала: вот она, готовая почва для реваншизма! Уже и семена начали прорастать: детки не сумевших освоиться в постсоветской реальности, уже продуцирующие новую мифологию о "радостных холерных лагерях". Это настораживало. Но была надежда. Пусть их родителей - моих сверстников и постарше - никто не учил жить в условиях свободы, которая обрушилась на нас всех неожиданно. Но молодняк, выраставший в совсем другой обстановке, получал необходимые навыки уже на этапе вхождения в жизнь и мог просто воспользоваться возможностями и преимуществами новых времён, даже не понимая, чего были лишены мы.

Я пересказала разговор Есину.

Да, оживился он, парень способный - ты ему там натрескала по носу за все ляпы? - ничего, подучит "матчасть", а вообще, дескать, замечательно нащупал "свою жилу" - советская ностальгия сейчас отлично пойдёт в рост.

Пойдёт-то - пойдёт, согласилась я, но ведь эта мифология опасна. Надо её рубить на корню, а не взращивать.

Ты ничего не понимаешь, дорогая - сказал довольный Есин и сменил тему разговора.

В той аудитории не могло быть молодого Прилепина. Но я постоянно тот разговор вспоминаю, когда вижу или слышу его фамилию. Тоже нащупал способный парень "жилу", которую некому было вовремя перерубить.

Марина Шаповалова

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены