В понедельник первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Никола Стёрджен возобновила кампанию за независимость региона. Этот год был для Стёрджен удачным. В мае ШНП уверенно победила на региональных выборах и в четвертый раз сформировала правительство, в августе заключила соглашение с также выступающей за независимость партией "Зеленых" о вхождении двух ее представителей в правительство и теперь имеет в парламенте твердое большинство. Так что речь Стёрджен на виртуальной конференции ШНП была выдержана в оптимистичных тонах. Она подчеркнула, что электоральный успех партии дает ей "неоспоримый мандат" на проведение повторного референдума о независимости Шотландии. Стёрджен подтвердила, что этот референдум правительство планирует провести до конца 2023 года, если к тому времени удастся преодолеть пандемию. Вместе с тем, будучи осторожным политиком, Стёрджен не идет ва-банк и настаивает, что будущий референдум должен проводиться легально. Первый министр сделала риторический жест навстречу Лондону, призвав его к сотрудничеству: "Я надеюсь, что шотландское и британское правительства именно в духе сотрудничества смогут достичь согласия – как это было в 2014 году, – чтобы с уважением позволить народу Шотландии выразить свои демократические пожелания".

В словах же, обращенных к шотландцам, Стёрджен пыталась убедить тех, кто не уверен в преимуществах независимости. Она сделала акцент на том, что целый ряд небольших европейских стран преуспевают. "Для стран, схожих размерами с Шотландией, независимость работает, – отметила Стёрджен. – Она работает для Дании, Ирландии, Австрии, Норвегии, Финляндии и многих других. Эти страны различаются ресурсами и экономиками, но независимость работает для всех". А вторая линия аргументов опиралась на непопулярность в Шотландии Бориса Джонсона и его кабинета. Лидер ШНП подчеркнула, что брексит, против которого голосовало большинство шотландцев, является прямым ударом тори по сильным сторонам региона. Она даже выразила уверенность, что Лондон будет использовать ущерб, нанесенный Шотландии брекситом, для усиления своего контроля.

"Делая нас беднее, они скажут, что мы не можем позволить себе быть независимыми. Сокращая нашу торговлю с ЕС, они скажут, что мы слишком зависим от остальной Великобритании. Вызывая снижение нашего работающего населения, они скажут, что Шотландия слишком быстро стареет. Они хотят, чтобы мы поверили в свое бессилие", – утверждала Стёрджен.

Однако весь этот риторический напор пока не означает, что перспектива повторного референдума о независимости стала более реальной. Борис Джонсон не раз однозначно заявлял, что такой референдум должен проводиться один раз в поколение, а в нынешних условиях он был бы "безответственным и безрассудным". На конференции ШНП приняла резолюцию, которая призывает правительство в Эдинбурге внести в парламент законопроект об организации референдума. Но Лондон наверняка заблокирует такой закон, и вопрос будет передан на долгие разбирательства в Верховный суд, причем решение суда совершенно не очевидно.

К тому же за последние полгода доля сторонников независимости в Шотландии заметно снизилась и сейчас составляет 45%, а доля противников – 48%. При таком раскладе торопиться с проведением референдума для шотландских сепаратистов было бы контрпродуктивно. Однако ясно, что по мере затухания коронавируса конфликт между Эдинбургом и Лондоном по вопросу о референдуме будет набирать силу.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены