Читала ученикам финал повести Бориса Хазанова "Час короля" — там есть несколько фраз, на которых меня сразу начинают душить слезы.

То, что описано в повести Хазанова, — сказка. Датский король Кристиан Х не выходил на улицу с желтой звездой на груди, чтобы защитить евреев. Но он заявил, что если указ будет издан оккупационными властями, он сам выйдет со Звездой Давида на груди. В дневнике он написал: "Глядя на бесчеловечное отношение к евреям, не только в Германии, но и в оккупированных странах, начинаешь волноваться, не потребуют ли от нас того же, но мы должны отказаться, так как датская конституция защищает евреев. Я заявил, что не могу потребовать такого от датских граждан. Если от меня этого потребуют, то лучше всего нам всем носить Звезду Давида".

Ханна Арендт в "Банальности зла" рассказала миру много страшного о нацистских злодеяниях, но не менее страшно читать, как руководители еврейских общин пытались договариваться с палачами, и играть с ними в сложные игры, надеясь спасти "хоть кого-то", и в результате проигрывали.

А датчане не стали договариваться с нацистами — преследования евреев отвергала большая часть населения. Священники призывали защищать гонимых, соседи укрывали соседей или помогали переправляться в нейтральную Швецию. В такой ситуации и еврейские общины повели себя не так, как в других странах — люди понимали, что их ждет, и не шли покорно на смерть.

В Болгарии евреи носили шестиконечную звезду, но она в какой-то момент превратилась в знак отличия — люди на улице выражали евреям свою поддержку. Царь был вынужден согласиться на депортацию тех евреев, у которых не было болгарского гражданства, но болгарских граждан не выдал, — при поддержке большой части своих подданных.

Когда люди заступаются за гонимых, то даже нацистские оккупационные власти в какой-то момент уступают.

Борис Хазанов, человек 1928 года рождения, конечно, вырос на "Айвенго" Вальтер Скотта и на "Трех мушкетерах". И поэтому несгибаемого короля, который каждый день выезжает на прогулку по своей оккупированной столице (как поступал Кристиан Х — и его выезды стали символом сопротивления), — зовут Седрик, как Седрика Саксонца из "Айвенго", не желавшего примириться с норманнскими захватчиками. А охраняют короля мушкетеры, — мы помним, какой у них был девиз — "Один за всех и все за одного" — и помним, как Алексей Навальный бросил его в толпу на огромном митинге в 2011 году…

Знаете, в каких местах меня душат слезы? Когда король с королевой, неумело пришив к одежде желтые звезды, выходят на прогулку.

"А затем некий молотобоец начал на башне бить медной кувалдой в медную доску. Двенадцать ударов. И что-то перевернулось в старом механизме, и куранты принялись торжественно и гнусаво вызванивать гимн. Часовой в костюме, воскрешающем времена д’Артаньяна, почтительно отворил ворота. По аллее шел Седрик, длинный как жердь, ведя под руку торопливо семенящую Амалию. Происходило неслыханное нарушение традиций, ибо конь рыцаря тщетно гневался, бия копытом в прохладном сумраке своего стойла. Король отправился в путь пешком".

 

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены