Розгельды Чолиев. Фото: vladikavkaz-news.ru
  • 25-03-2021 (10:16)

Просивший убежища в РФ туркменский блогер депортирован из Шереметьево

update: 25-03-2021 (11:00)

Туркменского блогера 27-летнего Розгельды Чолиева депортировали в Турцию, откуда он прилетел, сообщил Каспаров.Ru 25 марта Виталий Пономарёв, директор Центрально-Азиатской программы правозащитного центра "Мемориал".

В аэропорту Шереметьево на блогера — бывшего студента факультета физкультуры Владикавказского университета надели наручники и сообщили об отказе в предоставлении статуса беженца, за которым он обратился к российским властям по прилете в аэропорт Шереметьево 2 марта 2021 года. Первоначально сотрудники МВД и Погранслужбы отказывались принимать заявление Чолиева. Лишь после обращений правозащитников из разных стран к руководству Погранслужбы, МВД, МИД России, уполномоченному по правам человека в России и представительству УВКБ ООН

9 марта неизвестный сотрудник миграционной службы принял заявление, пообещав, что месяца через три по нему будет вынесено решение.

Однако 18 марта пограничники вдруг заявили блогеру, что их ведомство (ФСБ) может  ускорить дело, чтобы "помочь беженцу". Они повторно взяли у Чолиева заявление на статус беженца. На следующий день с ним провёл интервью начальник отдела по работе с беженцами Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Московской области майор Дмитрий Шулепов. Интервью проводилось без участия адвоката и переводчика.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Около часа дня 23 марта блогеру вручили уведомление за подписью Шулепова об отказе в "рассмотрении по существу" ходатайства о признании беженцем.

В документе отмечено, что отказ может быть обжалован в течение месяца, однако спустя пять минут блогер записал видео, что его ведут в самолет, вылетающий в Стамбул. О дальнейших событиях стало известно после прилета Чолиева в Турцию. В аудиосообщении в Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека он сказал, что в Шереметьево его окружила группа людей, на него надели наручники и отконвоировали в самолёт.

Весь рейс он провёл в наручниках, российские полицейские летели до Стамбула вместе с ним.

В Турции блогера не пропустили через границу, так как у него нет справки о результатах анализа на Covid-19. В качестве альтернативы предложили или возвращение в Туркменистан, или вылет в страну, для въезда в которую такая справка не требуется. Назывались Камбоджа, Никарагуа — список стран, безвизовых для граждан Туркменистана, невелик. Предложение Чолиева сдать анализ в аэропорту Стамбула было отклонено. "Не подошло" и его согласие улететь в Грузию — там при въезде также требуются результаты анализов. Чолиеву сообщили, что представитель консульства Туркменистана уже находится в аэропорту, чтобы "заняться его делом", однако в транзитную зону дипломата не пропустили.

На родине блогера, вероятнее всего, ожидает тюрьма за его публикации. После обращения правозащитников к турецким адвокатам Чолиев сдал тест в аэропорту.

Дело Чолиева, затрагивающие позицию ведомств РФ по вопросу соблюдения прав человека, привлекло внимание. 21 марта поддержать его приезжали в аэропорт известные мастера смешанных боевых искусств Забит Магометшарипов и Магомет Исмаилов из Дагестана и Карачаево-Черкесии. Примером другой позиции стали действия Максата Сапармурадова — экс-сотрудника спецслужб, известного как основатель Общества русско-туркменской дружбы "Соотечественник", связанного с посольством Туркменистана. Он 18 марта сообщил, что пограничники убедили его, что Чолиев находится в благоприятных условиях, его обслуживанием якобы занимается "Аэрофлот", и вместо помощи просителю убежища Сапармурадов написал на него заявление в полицию.

Стоит отметить, что на протяжении трех недель нахождения Чолиева в Шереметьево российские госструктуры, в том числе ответственные за работу с беженцами, отказывались принимать участие в решении вопросов его питания, ночлега, доступа к свежему воздуху.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 20-12-2024 (21:11)

Путин наградил Маргариту Симоньян орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени