Запретительство. Иллюстрация: shoutoutuk.org
  • 15-01-2021 (12:58)

Вольтеры и фельдфебели

Блогосфера о законопроекте, регулирующем просветительскую деятельность

update: 15-01-2021 (12:58)

Поправки в закон "Об образовании" предлагают наделить федеральные органы государственной власти, которые отвечают за образование, правом координировать просветительскую деятельность ученых, музеев, библиотек, НКО, а также участие школ и вузов в международном сотрудничестве. Проект будет рассмотрен в январе. Ученые и популяризаторы науки выступили против, создана петиция на Change.org.

Телеграм-канал "Самые Новые Известия":

"Госдума теперь добралась и до просвещения: просто так, кому попало просвещаться без контроля чиновников нельзя. Правозащитники уверены, что это прямая угроза для науки и исследований: Министерство образования и науки будет решать, можно ли школам и вузам участвовать в международных научных проектах или нет. Фактически под видом борьбы с лженаукой и пропагандой западных ценностей в школах (оказывается, бывает и такое) добавляется ещё один коррупционный фильтр".

Телеграм-канал "Кремлевский безБашенник":

По теме
НОВОСТИ

"Президиум Российской академии наук решил направить в Госдуму запрос об отзыве законопроекта о просветительской деятельности, где предлагается обязать получать лицензии на нее от правительства для недопущения иностранного вмешательства, пропаганды экстремизма и розни.

Погорячились, ничего не скажешь..."

Екатерина Шульман:

"Петиция на Change.org  против поправок о просветительской деятельности к закону об образовании изготовлена астрофизиком Сергеем Поповым, на данный момент имеет под 25К подписантов. Как мы знаем из опыта последних лет, для влияния на судебный приговор нужно пересечь границу в 100 тыс подписей. В случае с законодательными решениями можно воздействовать и меньшим числом, если происходящее воспринимается как "протест корпораций", борьба цеха за свои права. Это не то, чтобы очень социально справедливо, но влезает в голову лиц, принимающих решения, потому что голова у них изнутри организована по сословно-представительному принципу. В этом случае граждане ученые, надо отдать им должное, выстроились довольно эффектной боевой свиньей: и в газета "Троицкий вариант - Наука"  было публичное обращение, и комиссия РАН по популяризации науки заявила протест, а теперь и президиум РАН единогласно высказался против поправок. Так что 50 тыс подписей набрать надо, чтоб было, что на стол выложить в минуту решительных переговоров. Так что, товарищи просветители, пишущие, читающие и говорящие, просыпаемся и подписываем. Законодатель не дремлет, горе не спит, нечего и нам зевать".

Егор Седов:

"Собственно, это - иллюстрация к той дискуссии, которая шла всю неделю. Просто происходящее с т.н. законом о просветительской деятельности - это дальнейшая ступень ограничений и регулирования. Ступеням несть числа, за пробитым дном всегда найдется еще одно...

Дискуссия была совершенно не о Трампе и даже не о судьбе трамповского твиттер-аккаунта. Дискуссия была только и исключительно о нас, а часть высказавшихся за свободу слова (и я, конечно, такую позицию приветствую) никак нельзя заподозрить и в тени трампизма.

Всем же остальным рекомендую посмотреть, как продолжается введение цензуры. Вот, например, идеей регулирования просветительской деятельности.

Благое намерение "это ужасно (предположим, и в самом деле ужасно), такие высказывания надо ограничить" - это камешек, который вызывает лавину цензуры. До какого-то момента эту лавину, - корпоративную ли, государственную ли, - можно ликвидировать в зародыше, потом - нет. Потом - только полный снос цензуры и регулирования и приобретение (сложно сказать, надолго ли) гражданами иммунитета к цензуре".

Анатолий Голубовский:

"Запретительные, изоляционистские, антиконституционные поправки к Закону об образовании РФ... будут обсуждаться во втором чтении уже 21 января. Напоминаю: поправки эти дадут основания блокировать просветительские проекты, которые по тем или иным причинам не понравятся начальникам и политическим контролерам. Напоминаю также, что принятие законопроекта будет препятствовать достижению главной цели музейной деятельности - "осуществлению просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности" (из Устава Третьяковской галереи)".

Петр Таланов:

"Лично мне сенатор Андрей Климов известен в двух качествах. Как фигурант коррупционных расследований [1][2] и как неутомимый борец с внешними врагами, покушающимся на суверенитет нашей родины и вмешивающимся в ее внутренние дела - сочетание для этих места и времени частое. Недавно этот умело живущий за наш с вами счет персонаж предложил законопроект № 1057895-7. Сей документ, и особенно пояснительная записка к нему, достойны войти в учебники России будущего: они отлично передают окружающую нас атмосферу[3].

Климов бьет тревогу по поводу того, что люди, читающие лекции, снимающие видео и пишущие книги про науку, искусство и философию, делают это как-бы сами по себе. И даже часто бесплатно, это особенно подозрительно. От самодеятельности, как известно, один шаг до бунта. Поэтому, считает Климов, необходимо наделить правительство РФ правом это безобразие контролировать и регламентировать. Иначе все может закончиться как минимум штурмом Кремля.

Цитирую записку к законопроекту: "Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя." Прекрасный образчик жанра.

Стоит отметить, что все, что хотя бы отдаленно может быть притянуто за уши к угрозе "подрыва конституционного строя" и "пересмотра истории", уже описано, запрещено и строго наказывается в соответствии с административным и уголовным кодексами. Появление еще одной отдельной "просветительской" инициативы можно объяснить только желанием дополнительно ткнуть пальцем конкретно в тех, кто в той или иной форме занимается просвещением: вот эти - особо опасные, держитесь от них подальше. Ведь их действительно сложнее контролировать содержательно, чем митинги и пикеты. С последними все понятно, если написано "спасибо Путину", то все в порядке, а если "Путин - х..ло", то подрывают. А вот скажем популяризация доказательной медицины - она подрывает или не подрывает? С одной стороны, где медицина, а где революция… вроде не подрывает. Однако если объяснять некоторые аспекты работы нашего Минздрава, например, то очень даже подрывная деятельность получается. Сложно разобраться вобщем

В связи с этим хочу сказать следующее:

1. Какое бы подзаконное развитие не последовало, я ни текстов, ни лекций литовать не буду. Идите на хер.

2. Это еще одно напоминание любителям попросить государство "заняться популяризацией", "посодействовать" и "поспособствовать". Власть в ее нынешнем состоянии интересует только выживание. Проблемы науки, медицины и образования рассматриваются исключительно через призму потенциального влияния на рейтинги, на реальную или воображаемую угрозу потерять контроль над ситуацией и власть.

3. Если вам, как и мне, неприятны очередные попытки "слуг народа" пробить дно и вы имеете какое-то отношение к науке и/или ее популяризации, можно подписать документ, опубликованный ТрВ[4]. И в любом случае можно подписать петицию, опубликованную астрофизиком Сергеем Поповым[5].

4. Комментарии про то, что пока в документе нет ничего страшного, просьба оставить при себе, ибо цели подробно изложены в пояснительной записке.

5. Я читаю прекрасную книгу Чупринина "Оттепель". Там замечательно, практически одними цитатами из газет и других документов того времени показано, как внезапно, стремительно и неотвратимо рушился созданный сталиным кошмар. Очень рекомендую к прочтению тем, у кого сейчас возникает особенно сильное желание лизнуть, подмахнуть и попасть в струю".

Кирилл Шулика:

"РАН направил в Госдуму просьбу отозвать законопроект о просветительской деятельности.

Согласно этому документу, в частности, просветительскую деятельность – например, чтение научно-популярных лекций, – должно будет контролировать правительство, а для ведения такой деятельности нужно будет получать специальную лицензию.

Вопросы у представителей РАН возникли и относительно того, что законопроект вводит ограничение на подписание международных договоров: так, придется получать согласование Минобрнауки на любой договор с иностранными преподавателями, на проведение международных конференций и других событий с международным участием.

Закон был принят в первом чтении 23 декабря 2020 года.

Он, кстати, даже на фоне ударных новаций конца прошлого года самый дурной".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter