В интернет-издании Собака.ру появилась беседа двух культовых питерских интеллектуалов: историка, писателя Льва Лурье и биолога, филолога, лингвиста Татьяны Черниговской. Это настоящие "лучшие люди города", цвет питерской интеллигенции. Их мнение о ситуации в стране особенно показательно и, думаю, типично для статусной интеллигенции обеих столиц.

Большая часть беседы посещена тому, что жить стало лучше, жить стало веселее. Во-первых, появились чистые сортиры. "Мы живем в России чистых сортиров — это первый в нашей истории подобный период. И уже это — колоссальное достижение" (здесь и далее цитаты в основном Лурье, но Черниговская, судя по ее одобрительным репликам, с ним полностью согласна).

Во-вторых, интеллигентам больше не хамит обслуга. "Никогда до сих пор не было России, в которой не хамили бы люди из сферы обслуживания — а теперь они не хамят".

В-третьих, хамы не толкают интеллигентов на улицах. "И ведь на улицах, на самом деле, теперь меньше толкаются".

А главное, нет проблем с выпивкой, покупкой книг, поездками за границу и заработком. "Выпить можно на каждом шагу, книжки доступны любые, хочешь поехать в Венецию — пожалуйста, поезжай и возвращайся. На самом деле, в столицах заработать денег на проживание не так уж сложно, если ты не совсем ленивый".

Из всего этого Лурье делает вывод, с которым полностью согласна Черниговская: "Никогда в своей истории Россия не была такой свободной, богатой и с таким количеством возможностей".

Вот так… Удивлены? Я ничуть. Здесь полный набор того, что традиционно необходимо российской статусной интеллигенции: возможность защититься от хамства плебса, безнаказанно повольнодумствовать под хорошую выпивку в дружеской кампании, почитать фрондерскую книжку, смотаться погулять за границу, заработать денег на комфортное "проживание"; ну и конечно чистый и теплый сортир. Все эти возможности путинский режим ей дает, поэтому она в большинстве с ним спокойно мирится и сосуществует. Кстати, примерно тоже самое вымаливал кумир советской интеллигенции Солженицын у коммунистических "вождей": "Допустите свободное искусство, литературу, свободное книгопечатание не политических книг, Боже упаси! ни воззваний! не предвыборных листовок - но философских, нравственных, экономических и социальных исследований". А как же демонтаж чекистско-олигархического авторитарного режима? Нет, о таком наша статусная интеллигенция боится даже подумать.

Самое показательное, даже не то, что сказали, а о чем умолчали "лучшие люди Питера". О самом важном - войне и репрессиях. О тысячах смертей и потоках крови по вине этого "самого свободного и богатого" в истории России государства, об агрессии против Украины, интервенции в Сирию, убийствах противников Путина, гибридной войне против европейской цивилизации. Еще бы. Войну они видят по телевизору. Она где-то далеко и гибнут там какие-то чужие, наверное, не читавшие Лотмана и Гаспаров люди. А чистыми питерскими и московскими сортирами собеседники пользуются непосредственно сами, это "реальность, данная в ощущениях".

О репрессиях в России они, кажется, вообще, ничего не желают знать. Чего стоит такой пассаж Лурье: "Мы брежневское время пережили! Когда людям давали реальные сроки". То есть для него, как бы само собой разумеется, что сейчас таких сроков не дают. И это сказано практически одновременно с чудовищным приговором по делу Сети. В этой "свободной как никогда России" людей массово пытают и сажают ни за что. Но статусная интеллигенция предпочитает не обращать на это внимания. Она считает себя защищенной от репрессий, а страдания простолюдинов ее мало интересуют.

Участники беседы, кажется, вообще вынесли куда-то за скобки большую нестоличную Россию, в которой большая часть населения живет в страхе перед полицейским произволом, бедности и удобства у многих до сих пор во дворе. Сами виноваты: не сумели перебраться в столицы, где "заработать денег на проживание не так уж сложно" и "сортиры чисты".

Игорь Эйдман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены