Режиссер Виктория Нарахса вечером 3 февраля сообщила в Facebook, что поставленный ею спектакль "Тараканище" по сказке Корнея Чуковского исключен из программы Центра имени Всеволода Мейерхольда. Одну из эпизодических ролей в постановке исполняет участница Pussy Riot Надежда Толоконникова. "Художественному руководителю намекнули, что спектакль "политический". Этого было достаточно, чтобы принять решение спектакль запретить. "Как бы чего не вышло", — написала режиссер. Нарахса отмечает: так случившееся объясняли разные резиденты и сотрудники ЦИМ.
Согласно заявлениям некоторых коллег, художественный руководитель театра Виктор Рыжаков ходил в Департамент культуры Москвы, чтобы обсудить вопросы финансирования театра, и там ему сказали, что в Центре планируют ставить "спектакль про Путина с участием Толоконниковой", и ни о каких государственных субсидиях в такой ситуации говорить невозможно. Рыжаков тогда якобы очень удивился внезапно вылезшему "политическому подтексту". Имеющаяся у Каспаров.Ru информация подтверждает: эту версию в театре действительно обсуждают. Однако руководство ЦИМ настаивает: никакой политики в решении отменить "Тараканище" нет — оно связано с некорректным поведением команды спектакля. Корреспондент Каспаров.Ru поговорил с обеими сторонами конфликта.
"Тараканище" далеко не первый спектакль театра, в котором участвовала Нарахса. За ее плечами "Норманск" и "Шавасана" (в них она участвовала в качестве режиссера по пластике). Были и общие планы на будущее. Тем обиднее, по ее словам, ситуация: Рыжаков так и не поговорил с ней о произошедшем, несмотря на все ее попытки связаться — звонки, сообщения, обращения к помощнице. Последняя, по словам режиссера, заявила, что художественный руководитель говорить с ней не намерен. Тем не менее, отмену "Тараканища" ей все-таки объяснили другие работники театра. Причиной, как утверждает Нарахса, назвали излишнюю "политизированность" постановки.
Режиссер считает странной запоздалую критику за актуальный подтекст, который можно при желании увидеть в спектакле, ведь руководство театра присутствовало на показах без зрителей и со зрителями.
По ее мнению, постановку можно было снять еще на этом этапе, если что-то в ней не устраивало, однако никаких замечаний такого рода не прозвучало и после обсуждения премьера была назначена на апрель.
В свою очередь, арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская называет совершенно другие причины отмены спектакля. По ее словам, "Тараканище" сняли еще 13 января, после предпремьерного показа, по организационным причинам (копию приказа от этой даты арт-директор ЦИМ выслала корреспонденту нашего издания — прим. Каспаров.Ru).
"Команда нарушала все мыслимые правила поведения в театре", — утверждает Ковальская. По ее словам, в Центре курили, пили спиртное, "устроили ночью дебош после показа публике работы", на это жаловалась охрана.
"Мы были готовы к тому, что ЦИМ будет пытаться представить всю ситуацию как-то иначе. При всем уважении к Елене, она мне лично называла другие причины отмены спектакля — политические. Что касается бытовых проблем, о которых она говорила: в ЦИМ везде установлены камеры, и я бы хотела получить записи двух недель репетиций, и увидеть, что же такого там такого делали мои артисты. Я в них уверена, я уверена, что они не занимались ничем, кроме работы. Я убеждена, что никакого дебоша не было", — комментирует слова арт-директора Нарахса. Она отмечает, что часть актеров спектакля задействованы и в других постановках ЦИМ.
Однако определенного нарушения распорядка 13 января режиссер не отрицает. Нарахса поясняет: в связи со сжатыми сроками работы над постановкой руководство выписало труппе дополнительные ночные часы репетиций. По ее словам, разрешение на них было подкреплено официальными бумагами. В эти ночные часы нанятые командой Нарахсы рабочие монтировали достаточно сложно устроенную сцену, репетировать без которой было бы трудно, а после — разбирали ее. Иногда члены команды, по словам режиссера, уезжали в три часа ночи. Нарахса не спорит с тем, что жалобы со стороны охраны на это действительно были. Но на них был ответ — документы от администрации. В день предпремьерного показа режиссер, как она настаивает, уехала из театра в полпервого ночи, то есть уже 13 января, и это вызвало нарекания.
"Я не могла уехать, не проконтролировав, что сцену демонтировали и увезли на склад. Однако разрешение на ночные репетиции было выписано только до 12 числа", — признается Нарахса.
Но она утверждает, что после разговора на эту тему, как раз Ковальская сказала ей, что в срыве графика и "нарушении общественного порядка" по ночам есть "обоюдная вина", хотя формально за это спектакль "можно закрывать". По словам Нарахсы, именно Ковальская объяснила Рыжакову ситуацию, потому что считала нарушение не принципиальным. Режиссер настаивает, что узнала об отмене "Тараканища" только несколько дней назад.
Нарахса говорит, что коллеги по театру называли среди политических "грехов" постановки наличие в команде Толоконниковой. В свою очередь, Ковальская настаивает, что отказ театра от "Тараканища" с этим не связан. Ранее она отметила, что появление в спектакле участницы Pussy Riot 12 января стало для администрации Центра неожиданностью, но не больше. По ее словам, об участии Толоконниковой руководство театра никто заранее не предупредил.
"Мы не жалеем, что отказались от спектакля, поскольку к главным достоинствам этой вещи — стихам, музыке Кушнира и конструктивистским декорациям Павла Семченко — режиссеру в своей работе добавить удалось немногое.
Среди этого немногого была минутная партия на фортепиано Толоконниковой. Она не украшала спектакля, не сильно его портила и не могла повлиять на наше решение",
— говорит арт-директор ЦИМ.
Нарахса иначе описывает события. Режиссер настаивает: Толоконникова участвовала в репетициях со 2 января.
"Ее видели все. Каким образом Елена могла не видеть Надежду, если она меня сама про нее переспрашивала, если ее имя стояло на сайте ЦИМ в списке артистов и его поставили не в день показа? Руководство театра было на прогоне без зрителей. Надежда там также исполняла свою роль
(она аккомпанирует на рояле актеру, исполняющему песню "Тайна" Леонида Утесова — прим. Каспаров.Ru)", — утверждает Нарахса.
Не согласна она и с критикой спектакля в целом. "Был предпремьерный показ спектакля, обсуждение, в котором участвовала куча людей. Вопрос художественной ценности спектакля отпадает сразу, потому что на этом обсуждении были, в том числе, Рыжаков и Ковальская. Все говорили, что спектакль хороший и люди будут на него ходить. Это происходило при массе свидетелей", — говорит режиссер.
В свою очередь, Ковальская считает, что политический подтекст в закрытии спектакля искусственно пытается привнести Виктория Нарахса.
"Это история превращения утренника с мороженым в политический спектакль. Причем произошло это превращение вчера — три недели спустя после утренника. И приурочено, как я поняла, к выходу клипа "Чайка" Надежды Толоконниковой",
— предполагает она. По мнению арт-директора ЦИМ, политики в спектакле нет, поэтому странно предполагать, что она могла напугать руководство театра.
"Политического подтекста в спектакле было столько же, сколько и в сказке Чуковского и в сказках Джанни Родари. Вся политика умещалась в фигуре Толоконниковой, которой дали сыграть на фортепиано песню Утесова", — уверена Ковальская.
Нарахса также подчеркивает, что параллели между Тараканищем и Сталиным, Тараканищем и Путиным усмотреть можно, однако со сцены никаких подобных сравнений не звучит.
Тем не менее, по ее словам, вопрос о "политической составляющей" звучал и раньше. "Я прислала Елене первый синопсис спектакля, когда его решили перенести с улицы в театр (руководство Центра увидело "Тараканище" на фестивале уличного театра "Яркие люди" в сентябре 2015 года и предложило создать версию для сцены — прим. Каспаров.Ru), и она мне сказала, что главное, чтобы он не получился политическим — на это ЦИМ не пойдет.
Но в любом случае спектакль образный, аллегорический, для семейного просмотра, и задачи топтать портрет Путина в нем не было. Он на злобу дня, но конкретно он никого не ругает.
Все, кто его видел, могут подтвердить, что он веселый, побуждающий людей к добру", — говорит режиссер. Она отрицает, что Толоконникову пригласили в спектакль ради пиара. По словам Нарахсы, она ее подруга, несколько недель помогала участникам "Тараканища", приносила еду и получила свою эпизодическую роль, когда подыграла артисту на рояле.
В одном вопросе и Ковальская, и Нарахса сходятся: в центре есть спектакли, в которых звучат актуальные политические темы. Они обе перечисляют "Сфорцу" ("Современной пьесой о Средневековье" спектакль назван на сайте театра), "Саша, вынеси мусор" (пьеса о войне, по сюжету которой мать и беременная дочь готовят поминки по погибшему Саше — офицеру украинской армии), "Шавасану" (спектакль о выходе восьми диссидентов на Красную площадь 25 августа 1968 года в знак протеста против введения советских войск в Чехословакию). Ковальская дополняет список: "Сван", "Алиса и государство", "Прорубь".
"Но я бы сказала, что такие темы затрагиваются очень осторожно, репертуар театра достаточно мягкий", — замечает Нарахса. Ковальская уверена, что на политические темы театр не отмалчивается. Так или иначе, режиссер бросать свой спектакль не собирается и намерена искать площадки, готовые его принять.