Существует несколько сценариев возможного развития событий в России в ближайшие годы. Один из них — катастрофический. Путинский военный авантюризм в любой момент может привести к цепочке трагических событий, ведущей к катастрофе. Нынешний конфликт с Турцией лишнее доказательство того, что, к сожалению, это вполне реальная перспектива.
Но, все-таки, надеюсь, самого худшего удастся избежать. Ведь даже Путин, я уверен, не хочет большой войны. Он такой дерзкий и "борзой", только пока мир ему попустительствует. Столкнувшись с жестким противодействием, российский диктатор может испугаться за свою власть и жизнь. Тогда появится надежда, что он прекратит внешнюю экспансию, остановится на краю пропасти и из раннего Муссолини превратится в позднего Брежнева.
В этом случае катастрофы не будет, но страну ждет стагнация, бюрократический диктат во всех сферах, перманентное обнищание населения, репрессии, вялотекущая холодная война с Западом. Такой сценарий выгоден только бюрократии и силовикам (и то в краткосрочной перспективе). Он грозит обостряющимся конфликтом власти с интеллигенцией, бизнесом и большинством населения. Популярность Путина, не подкрепленная новыми военными триумфами, будет стремительно падать, а политический и экономический кризис — нарастать, пока не приведет систему к коллапсу.
Есть и другой вариант. Состояние здоровья или другие форс-мажорные обстоятельства все-таки заставят Путина уйти в тень, не дожидаясь политического краха. Его преемник тогда получит тяжелое наследство и слабую власть. У него не будет той форы, которую дали Путину тучные годы высоких цен на нефть, сопровождавшиеся тотальной пропагандой, создавшей настоящий культ личности президента. Преемнику придется начинать свою работу в условиях внешнеполитической изоляции, экономического кризиса, неблагоприятной для сырьевой страны мировой экономической конъюнктуры. Кроме того, ему предстоит разгребать за Путиным последствия военных авантюр. В этой ситуации такому слабому преемнику придется опереться на одну из главных политических сил: на силовиков или олигархов.
Силовики у власти — самый опасный сценарий будущего. В этом случае политика страны, возможно, будет формироваться под влиянием идей русских "джихадистов" (типа Дугина и Проханова), давно ставших неформальными идеологами силовиков. Подробно описывать такой сценарий бессмысленно. Как гласит всегда актуальный для россиян прогноз одного "златоуста" от бюрократии: "жить будем плохо, но недолго". Но даже если силовики не примут "джихадистскую" идеологию, править они все равно будут в рамках привычных для них социальных практик и идей. Это значит, что силовики будут пытаться продолжать путинский реваншистский курс, опираясь при этом на насилие и ложь. Их так учили, по-другому они не умеют. В случае их прихода к власти, также как и при продолжении путинского правления, вероятен не очень отдаленный во времени крах системы под бременем неподъемных для страны амбициозных внешнеполитических целей, военных авантюр и вызванных ими социально-экономических проблем.
Если преемник будет опираться на олигархов, военной катастрофы наверное удастся избежать. Олигархи, скорее всего, положат конец путинской агрессивной внешней политике. Ведь крупный бизнес нуждается в международном экономическом сотрудничестве и боится санкций.
Однако с точки зрения внутриполитической ситуации возрождение олигархической системы ничего не даст большинству населения, которое останется политически бесправным и социально незащищенным. Не принесет это ничего хорошего и бизнесу, который, по всей видимости, в основном останется под контролем силовиков и бюрократии (вернемся к ситуации 90-х, когда силовики не могли на равных конкурировать с олигархами, но крышевали и обирали неолигархический бизнес).
Любые по-настоящему демократические выборы сметут ставленника олигархата. Поэтому проолигархическому преемнику придется продолжать путинскую традицию политических манипуляций и насилия, чтобы удержать власть.
Однако олигархический реванш крайне маловероятен. Все политические и личные пристрастия Путина свидетельствуют, что его преемником может стать только слабый человек, находящийся под контролем силовиков (извините за каламбур). Силовики не отдадут власть олигархам. Скорее, они их со временем окончательно ограбят и оттеснят от сырьевых доходов.
Итак, никакой преемник (или любой другой человек из нынешней элиты) "не даст нам избавления". А сменить авторитарную власть на выборах очевидно невозможно. Нравится нам это или нет, но смести режим может только "восстание масс". Лишь в результате массовых протестных акций населения в стране возможны подлинно демократические перемены в интересах большинства населения. Это единственная возможность создать в России стабильную демократию.