7 и 8 июля в Москве прошла Вторая конференция "Другая Россия". За год, прошедший с памятного июля 2006 года, случилось многое, что изменило и нашу страну, и "Другую Россию": убийство Анны Политковской, чьи слова и о Касьянове, и об ОМОНе, сказанные на прошлой конференции, теперь звучат как пророчество, новые законы, еще более ущемляющие права граждан, "Марши несогласных", наконец. Обо всем этом говорили участники конференции этого года. А конференция существенно отличалась от прошлогодней – и составом участников, и темами, которые на ней обсуждались.

Если в прошлом году форум оппозиционных сил был в большей мере посвящен постановке диагноза, определению болезней, которые поразили нашу страну, а также примирению левой и правой оппозиции, то в этом году объединенные годом совместных усилий делегаты говорили даже не о своих достижениях, а о своих планах и своих целях – как тактических, так и стратегических.

Мнения звучали разные, порой даже казалось, что они противоречат друг другу, но все они сводились к одному – "Другая Россия" должна стать реальной альтернативой нынешней власти. Так как власть не хочет и не может выполнять, по мнению многих из выступавших в первый день экспертов, функции государства: обеспечивать равные права граждан, следить за их безопасностью, оказывать им социальную поддержку.

Но вот что касается тактики и стратегии ("Стратегия победы" – именно так называлась последняя сессия пленарного заседания конференции), то тут, как говорится, были варианты. Основной план, который обсуждался в течение долгого времени, - выдвижение единого оппозиционного кандидата в президенты, - был поддержан большинством выступавших, даром, что трое из них (Владимир Буковский, выступление которого передавалось в записи, Сергей Гуляев и Виктор Геращенко) – претендуют как раз на эту роль. У всех поддерживающих эту идею не вызвала особых возражений и процедура выдвижения кандидатов, разработанная ОГФ: выдвижение кандидатов на региональных конференциях, участниками которых могут стать не только члены тех или иных политических организаций, но и другие граждане с последующим выбором единого кандидата на ассамблее "Другой России", которая должна состояться осенью.

Представляя эту процедуру, член бюро федерального совета ОГФ Александр Осовцов заметил, что "Другая Россия" должна создать в нашей стране "прецедент демократии", когда решения принимаются не узким кругом лиц за закрытыми дверями, а в результате открытой и прозрачной процедуры, результаты которой могут претендовать на то, что они отражают волю большинства участников. "Демократический кандидат – это не человек, который придерживается демократических взглядов, а тот, кто выбран в результате демократической процедуры", - закончил свою речь Осовцов. Нельзя спорить с утверждением, что в реальной демократии всегда есть место предсказуемому и единообразному для всех методу, а не предсказуемому результату применения этого метода. Именно этого принципа пытается придерживаться ОГФ, и – к слову сказать – именно нежелание признать этот принцип со стороны РНДС и Михаила Касьянова привело его к нынешнему (и надеюсь временному) разрыву с "Другой Россией".

Эту же идею высказал и Сергей Адамович Ковалев, выступавший чуть раньше: "Демократия - это не слова Liberte, Fraternite, Egalite. В конце концов, они не помешали гильотине. Демократия – это специальная процедура, созданная, чтобы защитить не только волю большинства, но и права меньшинства".

Однако среди ораторов были и те, кто поставил под сомнение саму идею выдвигать единого кандидата. В основном выступали они в сессии "Риски России" и говорили вопреки ожиданиям не о том, чем рискует Россия, если у власти останется путинский режим, а о рисках самой "Другой России". Член бюро ОГФ Марина Литвинович назвала свое выступление "ложкой дегтя": речь в нем шла о том, чем рискует оппозиция, выдвигая одного кандидата. "Другая Россия" объединяет людей, не готовых принимать этот режим как легитимный. Участвуя в президентской кампании, мы пытаемся играть с режимом в легитимность и эта игра уже начала нас раскалывать", - заметила Литвинович.

Единый кандидат – это не только игра по правилам Кремля, это еще и огромный риск. "Одного гораздо проще сломить, уничтожить или просто договориться", - справедливо отметила Литвинович. Продолжая мысль советника Каспарова, Андрей Илларионов напомнил о страшной судьбе Юшенкова, Литвиненко и Политковской, упомянул и о страшном лице Ющенко. И все же главная опасность, по мнению Илларионова, чья позиция, надо заметить, за последний год сильно радикализировалась, – не то, что оппозиция проиграет выборы, а то, что она вообще будет в них участвовать. "Главное не победа, главное – неучастие", - провозгласил он новый лозунг. Задача "Другой России" – изменить правила игры. А именно: создать свою собственную демократическую легитимность. То есть другими словами, создать демократическую альтернативу: свой собственный парламент и своего собственного президента. "Этот поединок надолго", - заявил Илларионов, поединок с недемократичной, коррумпированной, бюрократической Россией.

Именно это и стало основной идеей, которую мы можем вынести по итогам конференции: 2008 год – это даже не рубеж. Историческая борьба лучших граждан России за гражданский прогресс ведется очень давно и должна вестись еще очень долго, эта борьба не для нетерпеливых, эта борьба не для циничных, эта борьба не для корыстных и не для жестоких. Она исключает насилие и предполагает новое политическое мышление – нельзя тут не согласится с старым и мудрым человеком Сергеем Ковалевым, положившим всю свою жизнь на эту борьбу. И он абсолютно прав: менять надо не власть, менять надо тех, кто живет в нашей стране – ее граждан. Только создав, по словам того же Ковалева, "критическую массу" людей с новым мышлением, мы можем изменить страну. И это путь не на день, не на два, не на полгода. Март 2008 года – это даже не рубеж.

Это повод перевести еще одну, возможно, небольшую группу людей на нашу сторону, сторону демократии, ответственности, терпимости и уважения.

Юлия Галямина

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter