В Госдуме готовится ко второму чтению очередной пакет антиэкстремистских поправок в действующие законы, пишет издание "Газета" 21 июня. На круглом столе 20 июня депутаты с представителями администрации президента и ФСБ обсудили поправку с экспертами. Претензии высказали только представители ФСБ, по мнению которых думцы настолько расширили понятие "экстремизм", что таким деянием можно будет считать едва ли не любое из уголовных преступлений.

Проект уже был одобрен в первом чтении. Ко второму чтению законопроект готовится в пожарном порядке. Комитету по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству придется устроить экстренное заседание, так как уже 27 июня документ должен быть принят во втором, а через неделю - в третьем, окончательном чтении. Тогда закон может вступить в силу уже в начале осени.

Понятие "экстремистская деятельность" в очередной раз расширится за счет того, что к перечислению мотивов этих деяний прибавится фраза: "а также в отношении какой-либо социальной группы", причем по большинству правонарушений. Например, увеличится ответственность за хулиганство: если действующий УК предусматривает срок заключения до 5 лет только тем гражданам, которые нарушили общественный порядок с помощью оружия и подобных предметов, то теперь столько же лет они получат за аналогичное правонарушение без оружия, но с "экстремистскими намерениями".

Помимо пункта о социальной розни авторы документа разрешают спецслужбам прослушивать телефонные разговоры граждан при подозрении в преступлениях средней тяжести (раньше - только тяжких и особо тяжких).

Административной ответственности подлежат авторы и издатели "в массовых масштабах", изготовляющие или распространяющие литературу, признанную судом экстремистской. Также предусматривается ответственность за хранение подобного рода литературы.

"Поправки, с одной стороны, усиливают ответственность за совершение экстремистских действий, а с другой - увеличивают гарантии государства. Так, впервые мы запрещаем использовать провокацию как метод оперативно-розыскной деятельности", - заявил на круглом столе советник главного правового управления администрации президента Валентин Михайлов.

"Сейчас определение экстремизма резиновое, - считает директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский, - и под него может попасть чуть ли не любой правонарушитель. И чем более общим оно будет, тем удобнее им пользоваться".

Представители всех фракций, кроме КПРФ, в марте внесли в Думу законопроект, предлагавший приравнять деяния экстремистского характера к тяжким и особо тяжким преступлениям. Также предлагалось включить в ряд статей УК РФ дополнения, предусматривающие удлинение тюремных сроков за преступления, совершенные "по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы".

Когда проект уже был одобрен в первом чтении, независимый депутат Сергей Попов высказал предположение, что экстремизм переводится в разряд тяжких преступлений вовсе не для ужесточения наказания. Просто для подобных деяний закон допускает особые оперативно-следственные процедуры, например прослушивание телефонных разговоров.

Государственная дума 16 мая приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают ответственность за экстремистские проявления. Поправками были введены в статьи УК 212 "Массовые беспорядки", 213 "Хулиганство", 243 "Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры" и 244 "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения". Также было введено отягчающее обстоятельство – экстремистские мотивы.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter