В России не перестают быть актуальными картины передвижников. Бытоописатели драматической повседневности простых русских людей – Перов, Маковский, Ярошенко... могли бы писать с натуры и сегодня. Если абстрагироваться от костюмов и интерьеров, работы передвижников полуторавековой давности превратятся в обличение современных российских реалий. Там мы обнаружим и гастарбайтеров, и бесправных призывников, и чиновничий произвол и прочие "свинцовые мерзости". Несколько лет назад издательство Ад Маргинем выпустило книгу Лимонова "По тюрьмам" с картиной Ярошенко "Всюду жизнь" на обложке. Очень впечатляющее свидетельство преемственности атмосферы...

Одна из основных тем передвижников – беспощадность государства по отношению к людям. Народ выглядит жертвой некой страшной машины, машины смерти. Характерно, что мужики и бабы часто изображаются в момент какого-то безысходного ожидания. Всегда ясно, что ничего приятного их не ждет. Ожидание – это состояние, которое государство очень любит навязывать человеку. В России ожидание навязывается с каким-то особым садистским удовольствием. Не постояв в очереди, от государства ничего не получишь. Русская очередь – не просто очередь, а рудимент крепостного права.

"Столоначальники" обычно принимают в неудобное для работающих людей время и выделяют для контактов с населением всего четыре, а то и два дня в неделю. В обеденный перерыв очередь, как правило, изгоняется из помещения. И в жару, и в холод топчутся люди перед дверями ЖЭКов, ОВИРов, паспортных столов и прочих "святынь". Ждут, когда богиня-паспортистка или архангел-охранник запустит в государственное чрево. Очередь всегда делится на рабствующих перед "петровичами" и "петровнами" из кабинетов и нахмуренных молчунов. Встречаются, правда, и буйные. Одним словом, бери и картины пиши. Российская очередь ждет новых Перовых и Мясоедовых.

В последнее время чуть ли не каждый день можно услышать сообщение о безысходном положении обманутых вкладчиков. Новости о дотла разорившихся людях уже давно воспринимаются как что-то фоновое. Есть пенсионеры, есть вич-инфицированные, почему бы не существовать обманутым вкладчикам. Все равно мы все когда-то умрем. Больше всего в этой ситуации поражает обыденность беспредела. Государство отмахивается от пострадавших граждан, как от докучливых насекомых. Люди могут выходить на митинги, объявлять голодовки, умирать – начальство этим не проймешь. Не на тех напали. Вот, к примеру, сообщение о выступлении обманутых вкладчиков, состоявшемся 21 мая сего года в подмосковном поселке Октябрьском. Около ста человек провели митинг у здания местной администрации и потребовали от чиновников выполнить обещание решить проблему обманутых инвесторов. Поскольку представители власти не соблаговолили удостоить собравшихся вниманием, участники акции проникли в помещение и принялись стучать по стенам. В итоге удалось достучаться до начальника по имени Юрий Байдуков, который сообщил, что вопрос, волнующий дольщиков, не в его компетенции (уточним, что митинговавшие требовали выделить в поселке Октябрьском землю под строительство дома, часть квартир которого должна быть передана обманутым ранее вкладчикам).

Получив от Байдукова "отворот-поворот" граждане в знак протеста перекрыли Новорижское шоссе. Подоспевшие милиционеры пытались задержать одного из самых активных участников выступления, однако сделать этого не удалось: дольщики сумели отстоять своего товарища по несчастью и оттеснить милицию.

Данные события для России типичны. Все на своих местах: обманутый бурлящий народ на площади перед казенным местом, вышедший на крики недовольный начальник, полиция, ну и так далее. Государство утверждает, что не несет ответственность за беду, постигшую обанкротившихся вкладчиков. Поверить в то, что частные строительные фирмы действовали без чиновничьей "крыши" практически невозможно. Не будет ничего удивительного, если выяснится, что коммерческие компании вообще играли в этом деле роль подставных структур.

Но сделаем на минуту вид, как будто мы доверяем государству. Допустим чиновники, действительно, не имеют к обману дольщиков никакого отношения. Почему же тогда не пойти навстречу людям? Вместо того, чтобы тратить бешеные деньги на пустейшие пиар-кампании, не лучше ли было бы построить дома и бесплатно выдать в них квартиры пострадавшим? Дивиденды от такого решения власть получила бы огромные. Финансовые расходы при этом были бы не очень существенными. Увы, рассчитывать на такой поворот событий не приходится. Скорее против выступлений обманутых людей начнут применять силу. Как известно, российская власть считает дубину самым дешевым средством решения проблем.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter