Вероятность того, что Александра Альбертовича Вешнякова на посту председателя ЦИК сменит депутат Государственной думы, член фракции ЛДПР Владимир Евгеньевич Чуров, растет с каждым днем. Многие СМИ в комментариях по этому поводу отмечают, что именно ради Чурова недавно были внесены изменения в законодательство, отменяющие обязательность наличия юридического образования у членов ЦИК.

Насколько правы журналисты и эксперты в своих предположениях мы узнаем довольно скоро. И если на месте юриста по образованию, начавшего свою карьеру в ЦИК еще в 1994 году с должности специалиста-эксперта, консультанта сектора научного и информационного обеспечения Информационно-аналитического отдела Центризбиркома, окажется физик, ни дня не работавший не только на сколько-нибудь ответственных должностях в избирательных комиссиях, но и вообще не имевший опыта работы в них даже на общественных началах, у нас будет повод вернуться к этой теме еще раз.

Важнее, как мне кажется, другое. Благодаря действиям нынешней партии власти и небескорыстно сочувствующих ей политических сил за последние годы избирательная система страны превратилась в главный тормоз любых проявлений гражданской активности на выборах всех уровней. И если еще недавно казалось, что это можно списать на царящий в головах "единороссов" правовой беспорядок, фрагментарность мышления и аморфность партийной массы, то теперь становится очевидным, что за всем происходящим стоит хорошо продуманная и последовательно проводимая в жизнь идея ликвидации в России реальной свободы выбора. Судите сами:

  • Сначала Государственная дума вводит для себя выборы по одномандатным округам в один тур, затем ее примеру следует большинство субъектов Российской Федерации, устанавливая выборы в один тур не только для региональных, но и для местных депутатов.

    Это становится одной из главных причин резкого снижения явки избирателей на выборах депутатов всех уровней.

  • Изменяется порядок формирования Совета Федерации, в который теперь попадают не избранные населением представители регионов (губернатор и председатель законодательного органа), а лица с невыясненной мотивацией, имеющие, подчас, крайне смутное представление о регионе, интересы которого они делегированы защищать.

    Избиратели лишаются еще одного стимула участвовать в региональных выборах. Их активность продолжает падать, хотя на проводимые в два тура губернаторские и мэрские выборы люди худо-бедно, но еще идут.

  • Под флагом низкой явки избирателей начинается компания по обработке общественного мнения, лейтмотивом которой является тезис об усталости народа от выборов и необходимости экономить время и деньги. В результате отменяются прямые выборы губернаторов, начинаются разговоры о благотворности назначения мэров и даже готовятся проекты соответствующих поправок в законы. И это несмотря на то, что активность избирателей на выборах и региональных, и муниципальных руководителей, в отличие от депутатских выборов, все еще достаточно высока.

    Следствием отмены выборов губернаторов становится неожиданный рост активности избирателей на выборах мэров городов. Что приводит к новому витку дискуссий о необходимости введения назначаемости мэров и новому пакету поправок в законы, дезавуировать который удается только после вмешательства Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

  • Принимается закон о политических партиях, который резко снижает возможности партий, не имеющих доступа к административному ресурсу. Затем отменяется право создания избирательных блоков, увеличивается до 7 процентов порог прохождения партий по партийным спискам, из избирательных бюллетеней исключается графа "против всех". Все это ставит даже относительно крупные оппозиционные партии просто в безвыходное положение. И их избирателей тоже.

    Прогнозируемые последствия по дальнейшему снижению явки избирателей здесь настолько очевидны, что их не могут не увидеть даже "единороссы". И принимают меры.

  • Отменяется нижний порог явки избирателей, поскольку почти сорока процентам граждан, голосовавшим ранее за партии неправительственной ориентации на выборы ходить теперь просто незачем.

Нельзя не вспомнить, что именно Александр Вешняков, где осторожно, а где прямо возражал против большинства внесенных в избирательное законодательство изменений. Более того, по его инициативе в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены поправки, позволившие участвовать в муниципальных выборах не только политическим партиям, но и другим общественным объединениям.

Судя по всему, такое "примитивное" видение "суверенной демократии" лишь глубже и глубже ранило чувствительные души кремлевских программистов человеческих душ. И углубляло пропасть между их не афишируемыми, но так легко читаемыми намерениями и профессиональным пониманием председателем ЦИК роли избирательного процесса в жизни общества и государства. Нужно ли говорить, что глубже становилась и яма, которую начали копать уже после первого "диссидентского" выступления Вешнякова.

Не так давно по поводу отмены нижнего порога явки избирателей я, помнится, написал материал "Последний выстрел в голову демократии". Если теперь председателем ЦИК станет, к примеру, физик от ЛДПР или нефтяник от "Единой России" можно будет говорить о последнем гвозде, забитом в ее гроб.

Виталий Черников

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter