Непростая задача стояла перед канцлером Германии Ангелой Меркель на прошедших 21 января в Сочи переговорах с Путиным.

Статус Меркель как самого влиятельного политика в Европе сегодня обусловлен особенностями момента – ей принадлежит переходящее председательство в Евросоюзе, а также председательство в "большой восьмерке" на этот год. Кроме того, возрожденная немецкая экономика позволила стране восстановить статус экономического лидера ЕС. В прошлом году репутации Меркель пошло на пользу то, что она разрешила ожесточенный спор между Великобританией и Францией по вопросу бюджета ЕС, а также восстановила германо-американские отношения, серьезно пострадавшие при ее предшественнике Герхарде Шредере, который поссорился с президентом Бушем из-за войны в Ираке.

И хотя с президентом Путиным ее предшественник не ссорился, а, наоборот, всеми способами выказывал свое дружелюбие, особенно после приглашения на необременительную, но хлебную работу в "Газпроме" – общий градус российско-европейских отношений опустился до отметки, позволяющей говорить если не о начавшейся уже новой "холодной войне", то уж точно о весьма "прохладном мире"...

Начав прошлый год с энергетического шантажа Украины и успешно продолжив его запоминающейся антигрузинской кампанией, попутно совершая такие "мелочи", как авария на ветке нефтепровода "Дружба", идущей на литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta (сразу после того, как российским компаниям не удалось выиграть тендер на его покупку, кстати, "авария" не ликвидирована и по сей день...), российские власти не менее "удачно" и завершили его. Завершили неожиданным нефтегазовым конфликтом с "братской Белоруссией", из-за которого на три дня были прерваны поставки нефти в ряд европейских стран, и январским заявлением главы Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина, что финансовые претензии государства российского к проекту "Сахалин-2" составляют не более 5 миллиардов долларов (напомним, что месяц назад, в декабре 2006 года, до перехода контрольного пакета акций "Сахалина-2" к "Газпрому" претензии Росприроднадзора к иностранным инвесторам проекта составляли аж 30 миллиардов долларов!).

Этим власти наглядно продемонстрировали Европе, что в России политика и экономика, а точнее, власть и бизнес срослись в одного причудливого монстра, который вполне заслуживает общего определения – "властный бизнес". И что в отношениях с этим монстром все разговоры Путина об "особой роли России в обеспечении энергетической стабильности Запада" – очевидный блеф, прикрывающий совсем другие устремления. Не говоря уж о других негативных фактах – вроде поставок Россией комплексов современной ПРО Ирану или ситуацией с полониевым загрязнением лондонских гостиниц...

Нельзя сказать, что европейцы не сделали для себя вполне определенных выводов. Поиск альтернативных России поставщиков энергоресурсов, развитие энергосберегающих технологий, работа над альтернативными видами топлива, возобновление программ строительства АЭС – стали ключевыми направлениями стратегии европейского развития. Есть уже и первые результаты: впервые за последние десятилетия энергопотребление Запада снизилось, а не возросло, да и нефть упала в цене уже ниже 50 долларов за баррель.

Тем не менее, выстраивать какие-то отношения с Россией в ее нынешнем состоянии необходимо. Пока что полностью отказаться от российского газа Европа не в силах. Да и не совсем еще исчезла надежда на переход России к более ответственной и конструктивной политике, выстраивающей на постсоветском пространстве отношения партнерства, а не "Зоны", пусть даже "Зоны влияния". Не стерлись ведь еще воспоминания о "Лагере стран социализма"...

И Ангела Меркель выступила в трудной роли "антикризисного переговорщика". Выступила, надо отдать должное, на редкость удачно. Ведь что на самом деле означает создание на территории Германии крупного газохранилища, если этот проект будет реализован?

Зависимость Европы от непредсказуемых "загогулин" и неоимперских притязаний России к соседним странам резко снизится, появится резерв времени для маневра, переговоров и оказания давления. Не то, что в нынешней ситуации с Белоруссией, когда из-за конфликта двух "братских" режимов среди зимы были сорваны поставки в ряд европейских стран.

Вы так много говорили о "realpolitic" , господин Путин? Ну, так – получите и распишитесь.
А впереди у Вас еще трудные переговоры об условиях продления действия "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве" с ЕС. Срок ныне действующего истекает в 2007 году.

Не помните, что там говорилось в пословице о любителях бросаться камнями, живущих в стеклянном доме?

Павел Макаров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter