Министр обороны России совершил очередное зарубежное турне. Сергей Иванов посетил две православные страны: Украину и Грецию. Бывшую советскую республику и давнего члена Атлантического альянса. Как и следовало ожидать, результаты этих визитов, равно как и сопутствующий им информационный фон, оказались полярно противоположными.

В натовскую Грецию министр ехал в приподнятом настроении – впереди маячили очередные крупные контракты. Начатое несколько лет назад оснащение этой страны российской военной техникой успешно продолжалось.

Экспорт вооружения в современном мире – точно такой же бизнес, как и любой другой. И, правда, неплохо, что европейская страна отдала предпочтение именно российскому товару, а не продукции другого государства. Немножко покоробило лишь то, что сам министр и его греческие партнеры постоянно подчеркивали дешевизну российской техники. Сергей Иванов прямо сказал, что наше оружие является надежным и недорогим. Ему вторил греческий коллега Эвангелос Мекмаракис, заявивший, что решение о закупке российского вооружения было принято на основе анализа его технических характеристик и цены. Впрочем, это тоже не выходит за рамки сложившихся правил ведения деловых переговоров.

В конце концов, надо отдавать себе отчет, что Греция является, мягко говоря, не самым богатым членом Европейского Союза. Учитывая это, партнеры по блоку вынуждены закрывать глаза на то, что греческие вооруженные силы оснащаются техническими средствами, произведенными недавним вероятным противником. На другое вооружение у Греции может просто не хватить денег. Кстати, это одновременно говорит и о том, что члены альянса уже давно не считают Россию вероятным противником. Причины могут быть разными, в том числе и не вполне приятными для нашей страны. Но факт остается фактом.

А оружие у нас действительно надежное и недорогое. Правда, не совсем новое. В настоящее время Греция вооружена российскими зенитными комплексами ТОР –М1 и С-300. Ведутся переговоры по поставке самолетов четвертого поколения Су-30, зенитных комплексов БУК-М1 и М2, транспортных вертолетов Ми-17, а также боевых машин пехоты БМП-3Ф и бронетранспортеров БТР-80. Все эти образцы, в принципе, неплохо зарекомендовали себя, как на заводских испытаниях, так и в полевых условиях.

Несомненным успехом можно считать, что россиянам удалось продать грекам три десантных корабля "Зубр". Это самое большое и, наверное, самое лучшее в мире десантное судно на воздушной подушке. Вид огромного монстра, несущегося в облаке водяной пыли по морской глади с немыслимой для корабля скоростью 130 километров в час, потрясет любого. Но ключевое слово здесь – "наверное". У других стран таких судов просто нет. Они им были не нужны. Наши военные специалисты накануне заключения сделки, расхваливая "Зубр", с наивной прямотой выдали "страшную тайну". Оказывается, этот корабль создавался исключительно для наступательных операций. Однако после 1991 года наша военная доктрина изменилась, и надобность в наступательном оружии отпала. Таким образом, было прямо сказано, что в советские времена доктрина "самого мирного государства на планете" была преимущественно наступательной, то есть носила агрессивный характер.

Как бы то ни было, в девяностых годах "Зубры" остались без работы. Зато грекам они сегодня пришлись, как нельзя, кстати. Конечно, Греция не собирается высаживать морские десанты. Но в качестве транспортного средства для страны, вдоль побережья которой раскинулось множество труднодоступных островов, "Зубр" оказался почти идеальным вариантом. Не пропадать же добру.

Сергей Иванов не скрывал законного удовлетворения. В завершение визита он сказал именно то, что от него и ждали на Западе. Министр заверил партнеров, что Россия считает НАТО практически своим союзником и будет продолжать сотрудничество как с блоком в целом, так и с отдельными его членами. К ужасу доморощенных патриотов, министр обороны заметил, что наша страна не исключает и сотрудничества непосредственно в военной сфере, в том числе, и в области проведения совместных силовых операций. Последнюю фразу, правда, дословно воспроизвели далеко не все отечественные информационные агентства.

Да и сам Иванов, спустя несколько часов, похоже, напрочь забыл о сказанных им словах. На украинской земле тон его высказываний разительно изменился.

Сперва глава нашего оборонного ведомства немного поучил встречавших его журналистов русскому языку. Затем на проведенной совместно с украинским коллегой Анатолием Гриценко пресс-конференции отказался от дальнейшего продолжения работ по производству самолета Ан-70. Но главное Сергей Борисович приготовил "на закуску". Он сделал заявление, в котором совершенно определенно сказал, что возможное вступление Украины в НАТО "отрицательно скажется на взаимоотношениях наших двух стран". Для пущего эффекта последний тезис он повторил дважды.

Тем самым, один из возможных преемников ясно дал понять, что Россия, как истинный хозяин своего слова, для каждого партнера устанавливает свои правила игры. Все эти партнеры условно разделены на "юпитера" и "быков". То, что дозволено Греции, категорически запрещено Украине.

Логика рассуждений может быть примерно такой. Греция никогда не входила в состав Советского Союза. Да, к тому же, платит за товар звонкой иностранной монетой. Стало быть, она является правильным, настоящим членом альянса, с которым можно и нужно сотрудничать. Зато бывшая братская Украина пытается играть в самостийность и не признает за Россией права старшинства. Поэтому должна быть сурово наказана.

Помимо проявления все той же осуждаемой Россией политики двойных стандартов, высказывание Сергея Иванова показало настоящую цену всей антинатовской риторики отечественных ястребов. Цена ей равна стоимости контракта на поставку российского оборудования.

Кому оно будет поставлено и против кого сработает – уже не имеет принципиального значения.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter