Часто можно услышать голоса скептиков: зачем предпринимать какие-то "микроскопические" частные усилия в борьбе с произволом государства, обладающего таким могуществом и такими ресурсами для подавления общества, если эти усилия сами по себе не могут коренным образом изменить ситуацию, и общий результат известен заранее.

Мол, вы, к примеру, подписываете всякие там письма в защиту политзаключенных или выходите на пикеты, а они как сидели в тюрьме, так и будут сидеть, и над вами же за ваши письма и протесты там, наверху, еще и посмеются.

На самом деле, тут всё не так.

Во-первых, уже есть много случаев, когда общественное внимание и давление приводили к улучшению условий содержания, уменьшению сроков и даже освобождению и реабилитации политзеков. Иначе говоря, когда есть общественная реакция, то появляется хоть какой-то шанс на исправление ситуации, но когда все молчат, то шанса, действительно, уже нет почти никакого.

Во-вторых, непонятно, откуда взялась эта уверенность, что всегда все решается только в одной даже не битве, а небольшой стычке, и если выиграть всю кампанию в этой стычке нельзя, то лучше сразу бросить оружие, сдаться, смириться с поражением и навсегда заткнуться. А ведь любой шаг зачастую имеет множество самых неожиданных последствий. Сколько есть случаев, когда тот или иной человек много раз где-то о чем-то слышал, но только чье-то конкретное слово, которое на самом деле уже кто только до этого не произносил в разных вариантах, по-настоящему тронуло его сердце и заставило переосмыслить и свои оценки, и свое восприятие реальности. Иного способа, как говорить с людьми снова и снова, чтобы достучаться до них и проявить себя, нет.

В-третьих, с каждого после смерти спросят не за то, насколько сильно он изменил ход истории и как вершил судьбами людей, а за то, что он конкретно делал в те или иные моменты жизни или что он мог сделать, но не стал (не захотел). Мы творцы самих себя, и даже если мы не можем облегчить участь другого, который явно страдает и нуждается в помощи, то мы можем хотя бы проявить с ним солидарность, заявить миру, что он не один и что мы разделяем часть его боли и возмущены несправедливостью. Неизвестно как это откликнется в страдающем, но это совершенно точно отразится на нас самих, а через нас - на нашем окружении и так по цепочке. Человечество связано гораздо большим количеством разных связей, чем об этом принято думать в позитивистском ключе.

И вот тут понимаешь, что каждое действие, даже самое, казалось бы, незначительное, направленное на противодействие полицейскому произволу и тоталитарному укладу и в защиту свободы и человеческого достоинства никогда не бывает напрасным. Оно в любом случае оказывает влияние на действительность, хотя, может, не так прямо и не настолько сильно, как того многим бы хотелось. Нельзя помочь сразу всем, но если помогать кому-то конкретному, то это уже будет действием ради общего блага.

Свободу Навальному! Свободу политзаключенным!

Николай Подосокорский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены