Когда большевики пришли к власти, то на земли сегодняшней Беларуси претендовали разные силы. Большевики уже осенью 1917-го стали создавать здесь свои государственные органы. Западнее в 1918 году на обломках Российской, Австро-Венгерской и Германской империй начнет возрождаться Польша. Мечта о "Польше в границах 1772 года" предполагала, что белорусские земли станут польскими.

В 1918 году большевики подписывают Брестский мир, уступая немцам огромные территории — в том числе белорусские. В Минске появляется немецкая администрация. За независимость борются белорусские и польские отряды, соперничающие за право называть здешние места своей землей.

В этих сложных обстоятельствах 25 марта 1918 года была провозглашена БНР — Белорусская народная республика. Сегодня этот день в Беларуси называют Днем Воли. Просуществует она меньше года — безуспешно пытаясь добиться признания мирового сообщества. В ноябре 1918 года закончится Первая мировая война. В Германии произойдет революция, большевики денонсируют Брестский мир, и Красная армия отправится "на помощь" жителям тех территорий, где до этого стояли немцы, гражданская война совершит новый виток. Рада БНР уйдет в изгнание. Вскоре в Смоленске будет провозглашена Советская Социалистическая республика Белоруссия, почему-то никто не удивится, когда в 1922 году она войдет в состав Советского Союза.

Вот вроде бы и все… О независимой Беларуси все забудут до 1991 года. Что уж теперь вспоминать. Только вот, перед тем, как написать этот пост, я заглянула в Википедию и обнаружила там список самых активных деятелей БНР.

Вацлав Ластовский, премьер-министр БНР — остался в Беларуси, в 1931 году выслан в Саратов, в 1938 году расстрелян.

Ян Середа, председатель Рады БНР — в 1931 году выслан в Ярославль, в 1941 году приговорен к 10 годам заключения, в 1943 году освобожден из Краслага досрочно — что было дальше, неизвестно.

Антон Луцкевич, член Совета БНР — жил в Вильнюсе, после захвата Литвы советскими войсками в 1939 году приветствовал советскую власть — через неделю был арестован — умер в 1942 году на пересыльном пункте.

Клавдий Дуж-Душевский — уехал в эмиграцию — в 20-е годы его арестовывали поляки, в 1940 году в Литве — советские органы, в 1943 когда он отказался сотрудничать с немцами, те отправили его в концлагерь, а с 1946 по 1955 он был в советском лагере. Последние 4 года своей жизни прожил на свободе в Каунасе.

Язеп Лёзик — политик, писатель, академик — остался в СССР, отошел от политики — но не политика от него. В первый раз арестовали в 1921 году, потом в 1930, сослали в Камышин, потом амнистировали, но запретили возвращаться в Минск, и он преподавал в сельской школе под Брянском. В 1938 году арестован и, кажется, умер от голода в Саратовской тюрьме.

Бронислав Тарашкевич, языковед, разрабатывал белорусскую грамматику, переехал в Польшу, где стал членом компартии Западной Белоруссии. В 1931 году арестован польскими властями, в 1933 году был проведен обмен политзаключенными — он оказался в СССР, в 1938 году расстрелян.

Роман Скирмунт, представитель древнего литовско-белорусского рода — жил в Польше, после захвата советскими войсками Западной Белоруссии в 1939 году его отвели в лес и приказали копать себе могилу. Скирмунт отказался, но все равно был расстрелян. Олег Васильковский был дипломатическим представителем БНР в Прибалтике, потом жил в Таллинне — в 1940 году после захвата Эстонии арестован — умер в 1944 году в лагере под Томском.

Станислав Булак-Балахович пытался создавать независимую белорусскую армию — его деятельность вызывала самые противоречивые оценки. После вторжения немцев в Польшу пытался организовать партизанский отряд и был убит в 1940 году немецким патрулем.

Вот такой списочек. Вот такая жуткая история маленькой страны, жители которой пытаются построить свободную жизнь, а им как сто лет назад не давали этого сделать, так и теперь не дают. Но я верю, что у них все получится.

Жыве Беларусь!

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены