Россия — страна с исторически сложной дорожной обстановкой. Русские дороги воспеты в народном фольклоре как явление эпизодическое и не отличающееся качеством. Появление авиации стало спасением для самой большой страны в мире. Во всяком случае, для тех отдельных жителей этой страны, которые могут себе позволить летать самолётами. А некоторые счастливчики могут позволить себе летать сразу несколькими самолётами!

Перевозка первых лиц в мире осуществляется по-разному и во многом зависит от богатства страны. В США для транспортировки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, нуждающихся в особом уходе, используют два специально переоборудованных Боинга-747, которые имеют собственное название VC-25. Справедливости ради стоит отметить, что помимо основного и запасного "бортов номер один" есть ещё большое количество самолётов и вертолётов: для перевозки других не менее ценных стариков, для перевозки бронированных членовозов из кортежей и сотен бойцов из служб охраны. США — богатая страна и может позволить себе батальоны спецслужб для обеспечения визитов на несколько часов. Пожилые люди обычно плохо осваивают новые технологии и не могут ни в Zoom, ни в мессенджеры. Страны со средним доходом используют авиационные парки существенно меньших размеров. Фалконы и Гольфстримы — довольно популярный вариант для первых лиц государства. Правительства некоторых стран живут аскетично и для перемещения руководства резервируют самолёты коммерческих линий.

Россия — страна местами богатая, поэтому для перемещения лучших людей создан Специальный лётный отряд (СЛО) "Россия". Информация по этой "авиакомпании" относительно прозрачна. Главных пассажиров 10 штук:

  • Президент Российской Федерации;
  • Новоизбранный, но не вступивший в должность (до инаугурации) Президент Российской Федерации;
  • Председатель Правительства Российской Федерации;
  • Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Генеральный прокурор Российской Федерации;
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
  • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;
  • Министр иностранных дел Российской Федерации.

Для перевозки используется более 60 самолётов и вертолётов. Авиапарк очень разнообразный и отвечает любым запросам к роскоши. Есть самолёты поскромнее — таскать журналистско-охранную челядь. А есть самолёты и побогаче, за которые не будет стыдно и перед друзьями с Ближнего Востока.

Флагманом СЛО "Россия" является Ил-96 — вершина советского гражданского авиастроения. Самолёт, созданный в конце эпохи и проигравший коммерческую битву старым Боингам. Но бюджет у СЛО "Россия" особенный, поэтому данная авиакомпания может себе позволить использовать дорогие в эксплуатации самолёты. Ил-96 у СЛО около 10 штук. Первый Ил-96-300ПУ (RA-96012) был заказан для любившего выпить президента Бориса Ельцина. Специальная версия гражданского лайнера с золотом и системами управления ядерным щитом страны. С назначением нового всенародно избранного президента обнаружилась необходимость заказать второй такой самолёт лично для Владимира Путина. История умалчивает, что же такое вытворял в Ил-96-300ПУ Ельцин, что Путин побрезговал первым бортом, но уже в 2003 году в отряде появился второй такой борт (RA-96016).

Восемь лет Путин скромно пользовался этими двумя флагманами — кошерным своим и унаследованным от Ельцина. Но в 2008 году пришёл Дмитрий Медведев и поставил крест на аскезе. В списке самолётов СЛО "Россия" можно с удивлением обнаружить два Airbus A319-100. Злые языки говорят, что Медведев брезговал пользоваться отечественным и по возможности предпочитал Аэробусы. Тогда же при нём была заказана пара вертолётов AgustaWestland. Впрочем, упрекать Медведева в полном отсутствии патриотизма не стоит. Именно при нём в СЛО появились два новых борта Ил-96-300ПУ (RA-96020 и RA-96021). И тут что-то пошло не так. Победивший на президентских выборах в 2012 году Владимир Путин в 2013 году заказывает пятый борт Ил-96-300ПУ (RA-96022). В 2015 году было заказано ещё два новых Ил-96-300ПУ(М1). Если в народе славный лозунг "Можем повторить" касается важности массовых (и зачастую бессмысленных) жертв в войнах, то в правящей верхушке он привязался к заказам новых и новых президентских самолётов (и дворцов).

В итоге официально для перевозки президента России используется следующий парк: вышеупомянутые Ил-96-300ПУ, один Ил-96-300 в комплектации "Салон", два Ту-214ПУ, два Ту-214СУС, два Ту-134, два Як-40 и девять вертолётов Ми-8.

Остальные (четыре Ил-96-300, полтора десятка вертолётов, полтора десятка Ту-204(214) различных модификаций, несколько Аэробусов, Суперджетов и Фалконов) используются для перевозки других хороших людей Российской Федерации и элитного обслуживающего персонала. Для перевозки членовозов и многочисленной охраны, как и в США, используются самолёты военно-транспортной авиации. Нормальное явление, когда в замкадье летит косяк самолётов: Ил-96 с премьер-министром, Ту-204 с министрами рангом пониже, военный Ил-76 с любимой машиной премьера.

При этом надо понимать, что не единым специальным лётным отрядом "Россия" живут хорошие люди России. Например, лучший министр Российской Федерации Сергей Шойгу летает на Ил-96-400VVIP (RA-96102).

Самолет Ил-96 RA-96102 был конвертирован в сегодняшний облик специального самолета Министра обороны в 2016 году из грузового самолета Ил-96-400Т, выпущенного в 2007 году, который ранее эксплуатировался обанкротившейся авиакомпанией "Полёт". В соответствии с контрактом самолет оборудован конференц-залом и инфраструктурой для отдыха. Отделка интерьера самолета выполнена из кожи тончайшей выделки и ценных пород дерева. Этот самолет не единственный в парке Шойгу — также в его распоряжении есть самолет Ту-214 и несколько вертолетов.

Широко известен пример одного министра РФ, летающего на нескольких самолётах. За министром и промышленности, и торговли Денисом Мантуровым в СЛО "Россия" закреплён Ту-204 (RA-64014).

Ту-204 используется для длинных перелётов. Для коротких Мантуров предпочитает чартер SSJ 100 (RA-89053), который принадлежит компании "РусДжет".

В конце прошлого года в лентах мелькнула новость, что с 2013 года компанией "Вертолёты России" было потрачено 800 млн рублей на приобретение и эксплуатацию вертолёта А109SP "Grand New", использовавшегося Денисом Мантуровым.

Ситуацию с авиапарками лучших людей страны можно хорошо охарактеризовать старой русской поговоркой про дураков и дороги: дороги в России плохие, дураков много, каждый решает свои транспортные проблемы как может.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter