Трагическая гибель Сергея Захарова и роль Михаила Ефремова в ней обсуждались многими и много раз. Кто прав, кто виноват — вполне очевидно. Ефремов не отрицает своей вины. Осуждающих его много, и я не стану присоединяться к их хору, тем более что тон в нём задают малосимпатичные мне люди. Но это и ему подобные события имеют более широкую перспективу, независимо от известности и политических пристрастий их жертв и участников. Я имею в виду роль путинского телевидения в подаче "материала" и соучастии в нем заинтересованных сторон.

Всякий раз, как родственники погибших появляются в российских ТВ-шоу, мое к ним сочувствие заметно слабеет. Я не могу понять, зачем нужно участвовать в этих пошлых спектаклях, где не звучит ничего, кроме банальностей и глупостей, с постыдно суетливым ведущим, пыжащимся явить себя значительной персоной, бестолковыми и жалкими гостями-"экспертами" и дрессированными пуделями в роли аудитории.

Срежиссированные вопли, скандалы, аплодисменты, фальшивая радость и столь же фальшивая обида и горечь.

— А теперь в студии вдова погибшего. Поприветствуем!

И умирающие от горя родственники, под аплодисменты дрессированных обезьян, проходят на свои места, чтобы на протяжении пары часов делиться своей скорбью с... С кем? Вероятно, и даже наверняка, среди миллионов телезрителей есть какое-то число искренне сопереживающих. Немногие нормальные люди способны вынести это теледейство, и все они — по ту сторону телеэкрана. В студии их нет и быть не может.

Остальные телезрители — праздные зеваки, чье восприятие — смесь скуки и тайного, а равно открытого удовольствия по поводу, что беда случилась не с ними. В последние пару десятилетий слово "телезритель" перестало быть нейтральным и развило специфическую коннотацию. Оно стало характеристикой.

Для того чтобы это почувствовать, не надо учиться в университетах. Достаточно просто не быть тупым жлобом. Деревенский дед из "Критиков" В. Шукшина понимал это ещё в шестидесятые, а то телевидение было девственно невинным по сравнению с сегодняшним.

"Им хорошо заплатили". ОК. Это что-то объясняет, но никого не оправдывает. Ибо из этого со всей очевидностью следует, что герои ТВ-шоу торгуют своим горем за деньги. Зачем тогда отказываться брать деньги у виновного в смерти? Он меньше предложил?

Говорят также, что папарацци столь настойчивы, что все равно добьются своего. Столь уничижительного отношения к человеку я не могу принять. Вдумайтесь в ситуацию. У вас только что погиб самый близкий и любимый (я надеюсь) человек. Его ещё не похоронили. Вы, если вы не жлоб и не скотина, должны испытывать к лезущим к вам как тараканы из всех щелей "журналистам" такую ненависть, что им подойти должно быть страшно. И, если они отказываются внимать словам, надо дать им по балде палкой. "Они в полицию заявление напишут". И что теперь? Страх перед заявлением для вас важнее памяти самого близкого вам человека и собственного достоинства? О чем тогда с вами говорить? Сама такая мысль уже повод задуматься, человек ли вы или тоскливый слизняк.

Я надеюсь, что среди моих родственников и друзей таких "телезрителей" нет. Даже потенциальных.

Алекс Синодов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter