"Новое величие" — некая экстремистская организация, которая была сфабрикована в декабре 2017 года сотрудниками правоохранительных органов. Организация возникла из Telegram-чата, где участники обсуждали разные вещи, в том числе политику.

Некоторым из участников в момент создания чата не было 18 лет. Их обвиняют в организации экстремистского сообщества и планировании захватить власть в России путем государственного переворота.

15 марта 2018 года десять участников группы были задержаны. На данный момент четверо фигурантов находятся в СИЗО: Руслан Костыленков, Дмитрий Полетаев, Петр Карамзин, Вячеслав Крюков. Анна Павликова, Мария Дубовик, Максим Рощин и Павел Ребровский — под домашним арестом. Сергей Гаврилов сбежал из-под домашнего ареста и попросил в Украине политического убежища. Рустам Рустамов за сделку со следствием осужден на полтора года условно.

Аренда офиса

Трещины в обвинении начали образовываться, когда в качестве свидетеля пришла Юлия Куницына. Она сдавала для обвиняемых офис в Люблино. Именно наличие офиса, по версии следствия, является одним из важных доказательств наличия экстремизма.

Женщина рассказала, что с ней связывался человек, которого она опознала как Руслана Д. (внедренный оперативник ФСБ). Он сказал ей, что им для начинающей редакции необходим офис. При первой встрече арендатор предъявил женщине удостоверение, но свидетель не смогла точно вспомнить, что это было за удостоверение. По ее словам, "там была какая-то журналистская тема". Позже он скинул данные паспорта своего "коллеги", который оплачивал помещение.

Свидетельница показала суду копию присланного ей паспорта и распечатку переписки в WhatsApp, а также выписки со счета из Сбербанка. Все выписки из Сбербанка совпадают с уведомлениями и перепиской, представленной Куницыной из телефона. Следователь этими данными почему-то не интересовался.

"Следователь задавал мне вопросы только вокруг Руслана и способов оплаты", — рассказывала в суде Куницына. При этом следователя не интересовали даты, он не зачитывал переписку и не просил предоставить выписки со счета.

Информацией о выписках по оплате офиса заинтересовался только сотрудник Центра "Э" Денис Чижов. Он же проводил обыск в офисе.

После того как Куницына отправила Чижову выписку по оплате, он попросил о встрече. На встречу вместе с ним пришли четверо мужчин, которые представились сотрудниками ФСБ.

Они попросили Куницыну никому не сообщать о способе перевода денег. Кроме того, Чижов просил не сообщать информацию о выписках в суде.

В выписках и пришедших СМС о платежах фигурировали разные имена. Так, в выписках указан Родион, а уведомления на телефон пришли Куницыной от Радула Владимировича. "Он глупость сделал, переслав деньги со своей карты", — сказал Чижов свидетельнице о переводе от Радула.

Нет условки — нет показаний

Два фигуранта дела пошли на сделку со следствием — Рустам Рустамов и Павел Ребровский. Рустамов получил полтора года условно, а Ребровского приговорили к двум с половиной годам колонии общего режима.

В ходе основного процесса по делу "Нового величия" Ребровского вызвали в качестве свидетеля.

На первом же заседании он заявил, что отказывается от признательных показаний. Ребровский рассказал, что следователь угрожал ему 205-й статьей и обещал условный срок в обмен на показания.

Позже за нарушение досудебного соглашения Мосгорсуд направил дело Ребровского обратно в прокуратуру, а обвиняемого отпустили из-под стражи в зале суда. Сейчас он находится под подпиской о невыезде.

Сотрудник Центра "Э"

В начале декабря 2018 года сотрудник Центра "Э" Денис Чижов получил информацию о некой группе, офис которой находился на Братиславской. По словам свидетеля, эта группа собиралась свергнуть власть.

"4 марта к нам обратился гражданин Константинов (засекреченный свидетель — прим. Каспаров.Ru), который передал ряд материалов. Он являлся участником группы, однако решил из нее выйти. Среди материалов он предоставил нам устав группы и политическую программу", — рассказал Чижов на одном из заседаний.

Адвокаты интересовались у Чижова, какие признаки экстремизма он обнаружил. Чижов отвечал, что группа собиралась в офисе и выезжала стрелять. Именно эти действия, по мнению эксперта в области экстремизма, были направлены против власти.

На вопрос о том, каким именно образом фигуранты дела пытались свергнуть конституцию, свидетель не смог ответить.

Также он не смог объяснить, что в их действиях было экстремистским.

Адвокаты пытались уточнить у свидетеля, что конкретно делали обвиняемые. Он рассказал, что они посещали различные акции. Какие именно, сотрудник Центра "Э" не вспомнил.

Это мое хобби — ходить по разным организациям

Главного свидетеля обвинения в суде ждали долго. Рулан Д., по версии защитников, эфэсбэшник, внедрившийся в кружок молодых людей. Он же был инициатором создания сообщества: написал устав, распределил обязанности, снял офис для встреч. Участникам чата он представился как Руслан.

Он засветился всего на нескольких фотографиях, сделанных во время встреч. Эти фотографии помогли выяснить, что Руслан Д. — гражданин Молдавии и его настоящее имя — Родион Зелинский. За несколько дней до того, как он явился в суд, Грани.Ru опубликовали видео, которое секретно снимал Зелинский. На нем он дает рекомендации по изготовлению коктейлей Молотова, предлагает рисовать каски омоновцев на мишенях и много говорит про революцию.

В ходе допроса он рассказал, что присоединился к ребятам, потому что любит посещать различные организации. Этим "хобби" он занимается уже 7 лет. Наличие этого "увлечения" свидетель объяснил тем, что ему не нравится ситуация в стране и он не согласен с политикой Путина, поэтому ищет единомышленников.

По его словам, он с самого начала знал, что напишет заявление на участников. "Я знал, что в скором времени на них обратят внимание правоохранительные органы. Есть умные, те, кто проходит отбор, а есть те, кто нет. Они не прошли", — заявил Зелинский. Он отметил, что собирал компромат — вел видеозаписи собраний, чтобы в случае чего сдаться с повинной.

Кроме того, он собирал данные участников — вычислял их настоящие имена и даты рождения. На вопрос адвокатов, зачем он это делал, Зелинский ответил, что "коллекционирует личности людей". После этого заявления несколько человек в зале суда назвали его фашистом.

Утерянный чат

Главным доказательством следствия является чат в Telegram "НоВе". Именно из него вскоре образовалась организация.

Этот чат Родион Зелинский (Руслан Д.) передал полицейским.

В материалах дела чат выглядит как документ в текстовом формате. В такой формат его перевел неизвестный человек, которого нанял Зелинский в интернете, — тот с помощью какого-то алгоритма скопировал содержание чата в текстовый документ.

В материалах дела эти копии содержат пояснения: ник — официальные имя и фамилию, а также год рождения. Как отметили адвокаты, такие данные имеются не у всех участников чата, а только у фигурантов дела. Свидетель не смог пояснить, давал ли он указания третьему лицу внести эти изменения или они появились позже.

Сначала он говорил, что не давал указаний деанонимизировать участников, затем сказал, что "вроде давал".

Первоисточника, а именно чата, уже не существует, а подтвердить, что в документ не вносились никакие другие изменения, свидетель не может.

Когда Зелинский получил текстовый документ, у него не было времени сравнить эти файлы с оригиналом (около 2000 страниц), следовательно, он не может подтвердить, какие данные настоящие, а какие нет.

Поэтому данное доказательство является недопустимым, так как это всего лишь копия, к тому же исправленная.

 

Сторона обвинения закончила опрашивать своих свидетелей. И все, что есть у обвинения, это:

  • сотрудник Центра "Э", не знающий, что такое экстремизм;
  • арендатор, рассказавшая про давление следователей;
  • два фигуранта дела, согласившиеся на сделку со следствием, но один из которых отказался от своих показаний;
  • секретный свидетель с фашистскими взглядами;
  • отредактированная неизвестно кем распечатка чата, оригинала которого нет.

И белые нитки...

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter