В США, похоже, разворачивается самый крупный скандал за все время президентства Трампа (притом его каденция сотрясается скандалами непрерывно).

Эта история, которая, по мнению недругов президента, является его попыткой привлечь Украину для вмешательства на его стороне в выборный процесс 2020 года (путем компрометации наиболее вероятного соперника Трампа на выборах демократа Джо Байдена) по своим скандальным последствиям может превзойти результаты от предполагаемого вмешательства России в выборный процесс 2016 года, когда в глазах избирателей была скомпрометирована Хиллари Клинтон.

Трамп сразу после известных публикаций в американских СМИ отрицал как факт какого-либо давления на президента Зеленского во время телефонного разговора 25 июля, так и факт увязки предоставления военной помощи Украине с возобновлением следствия в отношении сына Джо Байдена Хантера, который в пору, когда папа был вице-президентом при Обаме и курировал украинское направление внешней политики, являлся членом совета директоров частной украинской газовой компании Burisma Group.

Для подтверждения правоты Трампа Белый дом опубликовал распечатку телефонного разговора двух президентов. Действительно, Трампом тема военной помощи Украине вообще никак не была затронута. Зеленский сказал о том, что Украина скоро будет готова приобрести дополнительно ракетные комплексы "Джавелин", а Трамп после этого изложил свою просьбу, ни словом не обмолвившись о военных поставках. Но одно после другого не означает, что одно является условием другого. Тем более в юридическом понимании.

Что же касается давления Трампа на коллегу Зеленского — просьба возобновить следствие в разговоре была высказана вполне недвусмысленно. Можно ли то, в какой форме это было сделано, считать давлением на украинского президента — по-моему, зависит от субъективного восприятия. В Палате представителей Конгресса США сочли это давлением и постановили начать процедуру импичмента Трампа. Что касается моего мнения, если это и не давление, то как минимум та просьба, от которой, с учетом того, что высказана она была президентом самой могущественной державы, неопытному президенту Зеленскому трудновато будет отказаться. Он и не отказался. Как совершенно недвусмысленно следует из опубликованной стенограммы, он взял под козырек: "Он или она (будущий генпрокурор, который, по признанию самого Зеленского, будет на 100% его человеком.В.З.) рассмотрят ситуацию, особенно в отношении компании, которую вы упомянули в связи с этим вопросом. Вопрос расследования этого дела на самом деле вопрос восстановления честности, так что мы позаботимся об этом и будем работать над расследованием этого дела". Зеленский даже попросил Трампа по возможности помочь следствию: "...я хотел бы просить вас, если у вас есть какая-то дополнительная информация, которую вы можете предоставить нам по этому делу, то это очень помогло бы расследованию". Ну, можно не сомневаться — Дональд Трамп с помощью генпрокурора Уильяма Барра и своего друга и советника Руди Джулиани с готовностью всю необходимую и полезную для него, Трампа, информацию предоставит. Во всяком случае, предоставил бы — но, возможно, грянувший скандал помешает.

Мнения наблюдателей в связи с этой историей парадоксально, во всяком случае на первый взгляд, разделились на диаметрально противоположные. Признаюсь, нечасто так бывает, чтобы одно событие интерпретировалось настолько по-разному.

Одни полагают, что это трамповский Уотергейт. Украинагейт. Что это конец Трампа как политика. Что эта та его кощеева игла, которую демократам скоро удастся сломать. Что даже если импичмент Трампу и не будет объявлен, то песенка его все равно спета и выборы 2020 года ему не выиграть.

Другие же считают, что этот скандал полностью в интересах Трампа, настолько, что если бы его не было, то Трампу следовало бы его придумать, а Владимир Абаринов так напрямую выдвинул гипотезу, что это сознательная провокация Белого дома с целью покончить с опасным конкурентом на будущих выборах Джо Байденом. Независимо от того, будет ли в Украине возобновлено расследование, найдет ли свое подтверждение инкриминируемое Байдену обвинение в злоупотреблении властью — в любом случае тема вброшена, в глазах избирателей, большинство которых не сильно станет разбираться в хитросплетениях этой интриги, Джо Байден теперь будет неразрывно спаян с этой скандальной коррупционной историей, что авторам данной провокации и надо. И не видать Байдену президентства как своих ушей. В общем, неслучайно Белый дом с такой готовностью опубликовал этот, вроде бы конфиденциальный, разговор.

Кто же здесь прав, какая точка зрения верна? — В интересах Трампа эта история — или же это его Украинагейт?

Очень может быть, что по-своему верны обе точки зрения. В том смысле, что реализоваться может и тот, и другой сценарий, независимо от желаний тех, кто все это затеял. Все будет зависеть от того, как станут развиваться события, как случившееся будет интерпретировано нижней палатой и сенатом, насколько серьезно там настроены провести импичмент. Как вся эта история будет воспринята самими американцами. Да просто от любых непредвиденных случайностей, от того, как ляжет карта.

А если вдуматься, то противоречия между обеими версиями, возможно, вовсе нет. В том смысле, что не обе они — по отдельности — имеют шанс на воплощение, а обе одновременно. Что история может закончиться катастрофически для обоих — и для Трампа, и для Байдена.

Прав ли Абаринов, провокация ли это Трампа изначально или нет, но в любом случае эта история — обоюдоострое оружие, палка о двух концах. Может статься, что Трамп, если он таким образом решил расправиться с конкурентом, перехитрит сам себя и доиграется-таки в итоге до импичмента. В конце концов, наблюдатели согласны с тем, что вброшенная на обсуждение и смакование общественности тема коррупции Байдена так или иначе будет иметь для него большие репутационные и, как следствие, электоральные потери. Тем более не может не замарать репутацию Трампа реально начатая в отношении него процедура импичмента. Даже если она не будет доведена до конца. Не зря наблюдатели вспоминают трех президентов Америки, в отношении которых такая процедура была начата, — Эндрю Джонсона, Ричарда Никсона и Билла Клинтона. И, хотя ни в одном из этих случаев импичмент в итоге не состоялся, никому из этой тройки лучше от запуска этой процедуры не стало, а Ричард Никсон в итоге предпочел сам подать в отставку.

Вполне может так оказаться, что по результатам этой истории проиграют оба — и Трамп вынужден будет из Белого дома выехать, и Байден в него не въедет.

Так что нам остается, запасшись попкорном, наблюдать за развитием этого увлекательного сюжета.

Вадим Зайдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter