В СМИ продолжается обсуждение грубой, глупой и намеренной провокации силовиков, не давших провести в центре Москвы мирную несогласованную многотысячную демонстрацию 12 июня в поддержку Ивана Голунова и против фабрикации полицией уголовных дел с подбрасыванием наркотиков. На этой акции полицией и Росгвардией, как известно, было задержано 540 человек.

В качестве альтернативы несогласованным акциям известным правозащитником Львом Пономаревым (его статью "Россия после Дня России", опубликованную 19 июня с.г., я только что прочел) предлагается на ближайшее время компромисс — максимально массовое участие в согласованной акции в центре Москвы 23 июня на проспекте Сахарова в Москве, поскольку, по его словам, на этой акции можно будет поддержать справедливые требования участников протестов в Архангельской области, добивающихся, несмотря на задержания и аресты, прекращения строительства рядом со ст. Шиес огромного мусорного полигона для мусора из Москвы, можно будет потребовать прекратить сфабрикованные ФСБ дела "Нового величия" и "Сети" по обвинению молодежи в экстремизме и т.д.

При этом Лев Пономарев, конечно же, настоящий и смелый правозащитник (недавно его в очередной раз оштрафовал на 300 тысяч рублей Мещанский суд Москвы за проведение им 13 мая с.г. несогласованной акции у здания ФСБ в поддержку подсудимых по делам "Нового величия" и "Сети").

Наверное, на этот митинг, на котором московские власти разрешили гражданам требовать от силовиков и иных органов прекращения беззаконных и неправильных действий (что само по себе является парадоксом и, конечно же, компромиссом граждан с властями), стоит пойти.

Но все же, какова принципиальная перспектива борьбы и поддержки справедливых требований граждан после 23 июня? Только ли согласованные акции (митинги, демонстрации) являются для общества средством заявить о своих требованиях и бороться за свои требования?

Одно необычное, но, как мне кажется, осуществимое предложение я высказал в своей заметке "Встать в очередь", опубликованной на Каспаров.Ru 12 июня с.г.

Сейчас я читаю (еще не совсем окончил) автобиографию Махатмы Ганди "Моя жизнь" (перед этим прочел его же книжку "Моя вера"). Должен сказать, что он был поразительный человек. Хотя главные устремления и мотивы Ганди "завязаны" на религиозные "потребности" и мотивы, но действовать ему пришлось не в церкви, а на общественном поприще, сначала просто защищая свое и окружающих человеческое достоинство, а затем уже просто отзываясь на просьбы людей, которые к нему стали обращаться за помощью. И тогда Ганди придумал совершенно невероятную и поразительную вещь — сатьяграху (корни слова: "сат" — правда и "аграха" — твердость; по словам Ганди, это упорство в истине, истина, воплощенная в любви и ненасилии). К сожалению, книга Ганди о кампаниях и истории сатьяграхи в Южной Африке не переведена на русский, а там все дело в конкретике и деталях отношения к противникам, которые совершенно поразительны! Мне кажется, что сатьяграха — это то, что нужно и необходимо в России гражданскому обществу, что можно и нужно было бы противопоставить запретам, разгонам, арестам и избиениям на массовых несогласованных митингах в защиту разного рода справедливых требований. Но смысл сатьяграхи и требования к поведению участников массовых акций гражданского неповиновения настолько велики и высоки, что вряд ли сатьяграха возможна без такого руководителя с религиозными мотивами, как Ганди.

Мне кажется, что люди, способные организовать акции гражданского неповиновения — "сатьяграха" в полном значении и смысле этого слова с таким же уважительным, но и твердым отношением к противнику, какого требовал Махатма Ганди, есть и могут появиться в России. Просто их нужно искать и поддержать, если такие люди появятся.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter