Вдогонку "Евровидению" читаю комментарии российской публики - и поражаюсь, насколько они предсказуемы.

Особенно один развеселил, где блогер попрекает Израиль: "Урок с Соддомом и Гоморой их ничему не научил". Вряд ли автор видел оба эти слова в Библии, но озаботился "уроками" Содома и Гоморры.

Самая раскрученная тема: "Включил.., увидел.., выключил". Одним не нравятся Кочита и Сердючка, другим - "толстушка" в номере Билала Хассани. Кто-то даже "понимает" после номера француза - "почему сгорел Нотердам" )) (Чем безграмотнее автор, тем патриархальнее).

И никому не интересно, что номер Хассани - как раз о нестандартности, о том, что главное в нас - кем мы являемся, а не то, как мы выглядим. Бодипозитив, язык глухонемых - не зря возникают на сцене, - это формы социального высказывания средствами эстрады. В "нормативной" России с культом "стадности" и "социального стандарта" самобытность всегда была дефицитом. Но вместо мысли и концепции - российский зритель видит только то, что на поверхности: "толстуху", "тошнотворную Кончиту", "сосущихся" геев и пр.

Абсолютно детский взгляд, скользящий по поверхности. На уровне (гы-гы) "толстой задницы". Сойдёт для "страны-подростка", - а для тысячелетней культуры?

Не знаю, многих ли зрителей "нестандартная" балерина в номере Хассани сможет избавить от комплексов, но само её явление на сцене говорит о том, что конкурс по-прежнему занимается ценностями и социальной терапией. (открытость ЛГБТ - только один из примеров).

Можно (разумеется) высокомерно хмыкнуть: "конкурс фриков", можно кривить губы на тему "законов шоу-бизнеса", - но отсмеявшись над "прикидом" Кончиты и балетными "па" "толстухи", а также фыркнув на целующихся геев, - вы ловите себя на том, что эти образы для вас - своего рода тест.

Не только вы глядите на экран, но и шоу "смотрит" на вас.

Нормальный человек задаст себе вопрос: почему мне комичен отважный толстяк на сцене и почему меня "воротит" от выражения чьей-то любви. Каковы у меня аргументы - для этих реакций?

Так и работает социальная педагогика (в культуре, в обществе, в борьбе меньшинств за нормализацию социального климата). Через "провокации" и поиск аргументов, привыкание и выявление главного.

Гей-прайды в Европе - тоже ведь проходят в этой логике. Где за карнавалом и "перьями" - стоит важная общественная практика: принятие разнообразия и идентичности людей в качестве нормы.

К чести огромной публики "Евровидения" в разных странах - культурный, гендерный, человеческий "нестандарт" является главным стержнем конкурса и не шокирует людей. Он давно стал мейнстримом. Музыка в данном случае - только "зеркало" ценностей и политики.

Кроме того, это - яркое послание "дремучим", отсталым обществам: будущее не за вами.

Для меня это главный смысл конкурса, который несёт в мир идею верности себе, своей индивидуальности - в качестве достоинства и преимущества. В этом смысле "Евровидение" - "зеркало" Европы.

А в России - тоже "зеркало". Но только - стадности, сексизма, гомофобии, "нормативности" и культа социальной унификации (с провалами - в политике и экономике).

Но вряд ли это повод для гордости.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены