Выставка "Свидетелем будете?"
  • 19-05-2019 (02:58)

"Свидетелем будете?"

В Москве в Ночь музеев вспомнили, чем были в контркультуре нулевые и десятые годы

update: 20-05-2019 (11:09)

В начале 2000-х я окончил школу. Сначала у меня появился интернет, потом мобильный, потом интернет на мобильном. Connecting people расшаривался быстрее, чем я успевал врубиться, зачем он мне нужен. Но в 2008–2010-х я в общем понял, зачем он мне, а в 2012-м власть тоже поняла. С 2014-го власть пытается меня убедить, что не нужен мне никакой connecting. Вместо коннектинга власть пытается наладить правильную коммуникацию: она говорит, а мы слушаем, усваиваем и не перебиваем. В нулевые время менялось очень быстро и изменилось совсем не туда, куда хотелось. Интересно было.

Своим взглядом на прошедшее время поделились приспешники актуального искусства на выставке "Свидетелем будете?". Выставка открылась в культурном пространстве "Фабрика" на Бауманской 18 мая, как раз под Ночь музеев. Свой отсчет они начинают с 2007-го, почему-то считая его ключевым.

"Интернет приносит в нашу страну социальные сети, которые способствуют всплеску интереса к молодежным субкультурам. Владимир Путин — человек года по версии журнала Time. ДОЛЛАР СТОИЛ 25 РУБЛЕЙ. По всей стране проходили массовые "марши несогласных", и политическая активность осознавалась как важная часть жизни и современного искусства. Тогда активизм и искусство проверяли условия новой жизни на прочность. В 2007 году был впервые опубликован федеральный список экстремистских материалов, за прошедшие 12 лет выросший с 14 до 4811 пунктов", — заявляют кураторы выставки.

Когда я пришел на выставку, ночи еще не было, а во дворе грохотала какая-то панк-команда. Солист неразборчиво надрывался под супербасы. Потом закончил петь и спросил у собравшихся, все ли понятно. Я неуверенно вместе со всеми сказал, что все понятно, и соврал. Парень, не обескураженный общей неуверенностью, объяснил, что песня была про звезданутого, но хорошего инженера, придумавшего черный луч. Черный луч украл фашист, чтоб использовать в своих целях, тут фашисту и кабздец. Как было бы круто, если б такая же фигня произошла с теми, кто украл мой connecting.

НОВОСТИ

На первом этаже выставки все в общем знакомо: запрещенные по требованию клерикалов выставки "Запретное искусство" и "Соцарт: политическое искусство в России, судебный процесс против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, акция группы "Война" "пир" — поминки по Пригову в метро.

Пригов расконнектился с нами в 2007-м. Остальных подхватил такой stream, что иногда аж стремно было. Карина Ненашева пыталась рассказать согражданам о пытках, размещая на улицах города клетку со своим собственным запытанным телом. На выставке представлены многочисленные фотографии акции "Груз-300".

"Художнику, который не вписывается в нормы, сложно найти свое место в удобной и общепринятой системе знаков. Все, что я могу, — пытаться вписывать пыточное тело в эти пространства и знаки, предоставлять возможность взаимодействия с этим телом, телом, которое не нужно, неудобно, непонятно. Травмированное тело" (Катрин Ненашева).

Как-то не странно, что основное впечатление актуальных художников от нулевых и десятых — это наше общее трепыхание в Сети. Актуальщик Антон Польский (Make) припоминает, что в 2007-м в моде были пиксели, и предлагает всем желающим здесь же поклеить себе пиксельный аватар, такой flashback to 2007.

Антон Польский: "2007 год был не только моментом расцвета (и окончательного заката) субкультур, но и началом популярности кидалтизма, инфантилизма, отказа повзрослевших 20-30-летних от навязанных обществом ориентиров. Именно тогда становятся популярными пиксельная эстетика, 8-битный звук, ретрогейминг... Именно тогда становится круто быть некрутым (uncool): нерды, ботаники, задроты, косплееры, геймеры и прочие аутсайдеры, испытывающие проблемы социализации и взросления, становятся вдруг крутыми".

А Егор Цветков демонстрирует, как незаметно мы все обнажились с развитием технологий. В переносном смысле, конечно.

"С помощью общедоступного программного обеспечения я искал профили людей, которые сидели передо мной в вагоне метрополитена. Я узнавал о жизни человека, не вступая в контакт, через фотографии в социальной сети, сопоставляя реальный образ с интернет-репрезентацией".

Полина Егорушкина: "На месте появления в Сети подобных баннеров, призванных быть волнующими и цепляющими, у пользователей формируется "слепое" пятно. Но их неожиданные комбинации, как бурление чужих мыслей в голове, продолжает настойчиво преследовать от сайта к сайту".

Я бы подумал, что на этом выставка кончается, если б мне не сказали, что есть еще продолжение, нужно только спуститься в подвал, вот вам и настоящий андеграунд.

Самые актуальные там, конечно, партия мертвых и группа "Родина", кто, как не они, под землей-то.

Мозги в баночке, на подвальной полке, что-то страдальческое в красном свете — точный замысел не ясен, но если говорить про ощущения, то это что-то очень про нашу жизнь. Если б меня спросили, как выглядит та частица общества, которая я, я бы что-то такое изобразил.



Нечисть какая-то постепенно захватывает все наше пространство, откуда только взялась. Все превращается в эту нечисть. Когда на не очень чистой стене в заплесневелом подвале "Фабрики" видишь искусственное чучело хоть и искусственного, но мерзковатого организма, это как-то особенно остро чувствуется.

Алла Перова, Александр Овчинников: "История для нашего проекта сложилась совершенно случайно, когда мы нашли шинель сержанта ВВС советской армии. Получилась такая альтернативная реальность, где нашу планету заполонили растения-паразиты, против которых человек оказался бессилен. Но для нас есть метафорический смысл — эти существа как воплощение человеческого страха".

 

Не-не, это уже не выставка, "Бетмен" — это реклама кафешки, а чуваков в костюмах я просто встретил на улице — не знаю, с искусственными целями они так оделись или тоже рекламируют. Это я к тому поместил, что актуальное искусство настолько актуально, что иногда непонятно, оно искусство еще или уже нет. Впрочем, этот сюжет так намозолил, что онанировать на эту тему мне вообще не хочется. Это у вас без меня прекрасно получится.

Вместо ЗЫ. Одно ясно, актуальное искусство может нравиться или не нравиться, казаться или быть неактуальным или вовсе может быть кому-то безразлично. Но если чье-то высказывание вызывает тошноту ругательствами, а рука бессознательно тянется к воображаемому пистолету, то это ненормально. Значит, нужно больше высказываться.

Тивур Шагинуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

19.05.2019,
Шагинуров Тивур