Осуждать путинскую паспортизацию ордлийцев надо всячески, дело это хорошее, только к истории евреев первых веков не имеет никакого отношения.

Полная ликвидация государственной самостоятельности Иудеи — это 70 год. Разрушение Иерусалима и Второго Храма. Одновременно это и первый массовый вывод рабов из числа пленных евреев, и огромный поток беженцев — преимущественно в римский Египет. Тогда же введён специальный налог на евреев в размере "полшекеля" в год — то, что раньше полагалось жертвовать на Храм — половину тирского серебряного царского сикля — около 10 г серебра. Избавиться от этого можно было, принеся жертву Юпитеру Капитолийскому — бросить при свидетелях щепоть благовония на жертвенник, т.е. перестав быть иудеем, признать победу Юпитера над Иеговой. Отменил этот антисемитский "веспасианов" налог только император Юлиан Отступник в 362 году ("Эдикт о веротерпимости"), разрешивший восстановить (Третий) Храм. Император полагал, что восстановление полноценной еврейской религиозной жизни приостановит христианство. Через год Юлиан погиб в парфянском походе, и решения о Храме и о восстановлении иудейской автономии отменились.

Равенство в римском подданстве было введено эдиктом императора Каракаллы в 212 году. До этого всё население империи (кроме "федератов" — германских союзных племён) считалось "латинянами", т.е. они имели права жителей италийских провинций, которые получили в 88 г. до н.э. после Союзнической войны. Император же присвоил почти всем статус "потомственных граждан Римского полиса" (раньше он продавался, и это служило хорошим доходом, потому что провинциальные состоятельные люди к этому стремились, например, отец хорошо известного Павла Тарсиянина). Никаких новых гражданских свобод подданные не получили, потому что за проведшие полтора века императорских пертурбаций все сравнялись в бесправии. Указ только обременил римским муниципальным налогом и дал почётное право вербоваться в римскую армию (в ней могли служить только полноправные римляне). Однако это уравнивание в правах не коснулось происходивших от "сдавшихся" (dediticii), к которым относились и слабороманизированные территории, а именно римская Палестина и римский Египет. Поэтому как раз евреев этот указ коснулся меньше всего.

Поэтому никакого "обмена" еврейской самостности на повышение общественного статуса Каракалла не предложил. Действовал всё тот же принцип: цена выхода из положения гражданской третьесортности — вероотступничество. И потом, от падения Иерусалима до эдикта Каракаллы прошло 142 года — это ровно столько же, как от создания Черты оседлости до введения в СССР паспортов...

Евгений Ихлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter