Виктор Филинков и Юлий Бояршинов в зале суда. Фото: Давид Френкель / Медиазона
  • 10-04-2019 (11:12)

По лекалам "сталинских процессов"?

Блогосфера о начале процесса над анархистами по делу "Сети"

update: 11-04-2019 (11:53)

В Санкт-Петербурге продолжается процесс по делу т.н. анархистского сообщества "Сеть", запрещенного в РФ. Подсудимыми стали 24-летний программист Виктор Филинков и 28-летний промышленный альпинист Юлий Бояршинов. Ранее заявлялось, что к арестованным участникам "Сети" применялись пытки. Наблюдатели считают, что обвинительное заключение - необоснованное, и проводят параллели с процессами сталинских времен. Сегодня, 10 апреля, судебное заседание продолжилось.

Юлий Рыбаков:

"То, что я услышал в судебном заседании, не убедило меня в наличии реальных намерений и реальных фактов, подтверждающих обвинение. В коротком пересказе оно звучит так:
— Иванов, Петров и Сидорова, а также неустановленные лица объединились на почве анархических идей и решили свергать имеющийся государственный строй насильственным путем…
— Для чего собрались взрывать военкоматы, госучреждения и убивать неугодных политиков. Результатом должна была стать всеобщая паника, которая перерастет во всенародное восстание, и настанет царство анархии…
— В целях конспирации Васю экстремисты решили звать Петей, а Петю Степой…
— Распределили роли: Маша будет санитаркой, Петя (который Вася) станет минером, а Степа (который Петя) будет на шухере…
— Готовясь к захвату власти, боевики тренировались в лесу, стреляя из стрейкбольных ружей…
Жуткое дело! Но вот заковыка — в тексте обвинительного заключения ни один из злодейских умыслов не подтвержден документами или вещественными доказательствами, нет также ни одного совершенного с указанным умыслом деяния, есть (будто бы есть) лишь намерения...
Когда я все это выслушал, мне показалось, что мы не в зале военного суда, а в литературном салоне, где люди собрались, чтобы послушать новую страшную сказку. Ей-богу — если бы прокурор занялся литературным трудом, Гофман плакал бы от зависти…
Правда, один факт все же есть — Бояршинов был задержан в метро, т.к. при досмотре у него обнаружили банку с порохом, а разрешения на владение им у него не было. И этот факт Бояршинов не отрицает.
Но это — все, что я услышал вещественного в обвинительном акте!
Я не знаю, м.б. завтра прокурор предъявит какие-то доказательства, но обычно они фигурируют сразу, в виде ссылок на те или иные материалы следствия.
Если они не прозвучали сегодня — это значит, что обвинение располагает только чьими-то признательными показаниями.
(В годы сталинского террора генпрокурор Вышинский заявлял, что "признание — царица доказательств", как получались тогда "признания", мы знаем…)
В случае с "Сетью" уже прозвучали заявления подследственных о том, что для получения "признаний" к ним применялись удары эл. током. Несмотря на то, что члены Общественных наблюдательных комиссий обнаружили следы электроожогов на теле подследственных, последовавшие затем прокурорские проверки доказательств применявшихся пыток не нашли…
Завтра продолжение суда, где Бояршинов, который признал свою вину, намерен давать какие-то показания.
Я не поклонник анархизма, я — противник насильственных способов изменения государственного строя, тем более — противник террора. Но, зная на собственном, диссидентском опыте, как изобретательны, коварны и жестоки спецслужбы, заслушав сегодня бездоказательную страшилку, я уже не поверю ни в признания подсудимых, ни в объективность этого судилища…"

Евгения Литвинова:

По теме
НОВОСТИ

"Так и было. Прокурор зачитала что-то невообразимое насчет предполагаемого тоннеля от Бомбея до Лондона. Какое отношение это имеет к Виктору и Юлиану — непонятно".

ОВД-инфо:

Галина Артеменко:

"Лев Пономарев сегодня был в Петербурге, приехал на суд дела "Сети" (ребят не привезли из СИЗО — какие-то типа обстоятельства непреодолимой силы). Лев Александрович потом встретился с мамой Юлия и мамой другого молодого человека, политзека Павла Зломнова — не связанного с делом "Сети". И мы потом с Пономаревым поговорили.

— Вот мы с вами считаем, что дело "Сети" — процесс громкий, а выйди на улицу, спроси у прохожих — мало кто знает и слышал. Как в целом вы оцениваете состояние общества, его температуру?

— Вопрос сложный. Температура и напряжение в обществе в целом невысокие, готовности к сопротивлению нет. Но если говорить о молодежной среде, то там очень многие тщательно следят за происходящим, и сколько их — мы точно не знаем, и насколько они готовы возмущаться всем этим — тоже не знаем. Я пытаюсь как-то через свои государственные правозащитные институты объяснять власти, что она ведет себя неправильно, по инерции "давить и сажать". Я объясняю, что власти это невыгодно, что это выталкивает молодежь на радикальный путь и поднимает градус возмущения в стране, которая находится в тяжелом экономическом и международном положении. Что может произойти неуправляемая дестабилизация, поэтому лучше бы находить компромиссы и разговаривать с людьми. Вот это я пытаюсь власти объяснять".

Телеграм-канал "Не врать и не воровать" приводит краткую предысторию процесса:

"Осенью 2017 года ФСБ завела уголовное дело о "террористическом сообществе "Сеть" и арестовала в его рамках около десятка молодых людей — зоозащитников, экологов и анархистов, в основном из Пензы и Санкт-Петербурга. Их обвинили в создании террористического подполья, в планах организовать взрывы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу, а также поднять вооруженный мятеж.

В Пензе арестовали пятерых анархистов: Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Егора Зорина, Василия Куксова, Андрея Чернова. В Санкт-Петербурге арестовали троих антифашистов: Виктора Филинкова, Игоря Шишкина и Армана Сагынбаева.

Вскоре часть арестованных пожаловались, что признательные показания о "Сети" сотрудники ФСБ выбивали из них при помощи пыток электрошокером, подвешивания вниз головой и избиений.

Известно также, что следователи оказывали давление на родственников и знакомых арестованных, заставляя их оговаривать своих близких и давать интервью об их "террористической деятельности" прокремлевским телеканалам.

В ноябре 2018 года правозащитники Общественной наблюдательной комиссии сообщили, что один из фигурантов дела "Сети" Виктор Филинков, которого содержат в следственном изоляторе Санкт-Петербурга, парализован и ему не выдают лекарств.

В декабре президент Путин, комментируя арест правозащитника Пономарева, заявил, что ему ничего не докладывали о делах "Нового величия" и "Сети".

Яна Теплицкая:

"Ходили вчера, накануне суда, с Катей к Виктору и Юлику.

...Газеты стали давать. Юлику стали давать на подпись журнал жалоб (!). С письмами не очень — ребята подозревают, что многие письма от них теряются (оба ответили не на все: по словам Вити, у него 17 неотвеченных сообщений, а у Юлика больше 30). Посылки с книжками не дошли: вернее, до Юлика дошла, но книжки не выдали пока, а до Виктора не дошла даже бумажка о посылке.

Про суд непонятно что обсуждать. Оба пофыркали на пожелание удачи. Юлик желает всем удачи, чтобы приставы были вежливы, всех пустили и чтобы всем хватило места".

Василий Петров:

"Одиночные пикеты в поддержку фигурантов дела "Сети". Манежная площадь 08.04.2019 г."

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы сюжета