Слово каминг-аут, недавно вошедшее в речевой обиход, не случайно является калькой с английского, поскольку само явление - часть борьбы западного гей-сообщества за равноправие.

"Признание", "выход из тени" ("из шкафа") - важная стратегия социальной группы, для которой максимальная открытость - главное условие успешной социализации.

Для того, чтобы быть полноценной частью общества, ЛГБТ-люди должны вести открытый образ жизни. Особенно это важно в политике, спорте, армии, в странах с репрессивными традициями, потому что ничего другого (кроме опыта открытости) на пути к социальному равенству человечество не придумало.

Ясно, что чем агрессивнее среда (государство, общество), тем большего мужества требует каминг-аут. В том числе, от публичных лиц, чья карьера (в спорте, политике) связана с репутацией. Даже в либеральных странах "признание" футболиста, хоккеиста и т.д. в гей-ориентации грозит поставить крест на профессии. (Каминг-ауты спортсменов, как правило, звучат после завершения карьеры).

То есть, практика каминг-аута предполагает наличие смелости, достоинства, самоуважения человека - на фоне агрессивной среды. "Выход" здесь - всегда вызов. Изначальная идея связана с достоинством и гордостью.

Но в российской речи то и дело видишь метафору "каминг-аута" (в применении к чему-то, не связанному с ЛГБТ) с переменой морального знака в сторону негатива. Появление метафоры не странно, другое дело - изменение смысла.

Признание в чём-то позорном становится новым значением. А поскольку каминг-аут изначально связан с гей-сообществом, то "позор" и нечто "недостойное" автоматом переносится на него. Негативный смысл каминг-аута фиксируется в языке.

Не удивительно, что это возникает в текстах гомофобов, но вот в текстах Шендеровича (к примеру) или Григория Юрьева (автора "Радио Свобода") это как-то странновато.

Удивительно читать о "каминг-ауте" (всплывающем позоре) какого-нибудь грязного политика или сомнительной личности. (Не приведу конкретную цитату Шендеровича, но за смысл поручусь). Или в тексте "Виртуозы здравоблудия" Г.Юрьев пишет на "Свободе": "Морально-эпический каминг-аут глашатаев кремлевских истин дорогого стоит, если вникнуть в их высокомерный стёб" (имея в виду Пескова и Суркова).

"Каминг-аут" для Г.Юрьева - выведение на чистую воду, саморазоблачительные "откровения" кремлёвских идеологов и мерзавцев.

С тем же успехом "каминг-аутом" можно назвать признания Гиркина в военных преступлениях в Донбассе, откровения Путина о вводе войск в Крым или признательные показания убийцы на суде.

Перемена морального знака в российском контексте (с достоинства и гордости на "вскрывшийся позор") не удивительна: таков гомофобный контекст путинской реальности, который диктует языку порядок наполнения метафор.

Но в устах либеральных авторов хотелось бы большей точности. Не обязательно сливаться с массовкой. Они же не используют слова типа "либераст" - вместо либерал. А вот "каминг-аут" как "позор" и "вскрытие грязных тайн" - почему-то запросто.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены