По крайней мере, лидеры договорились о торговле и климате

Саммит "большой двадцатки" состоялся в напряженной атмосфере, полной разногласий среди стран — членов "клуба", в которых проживает 2/3 мирового населения и сосредоточено 85% богатства, произведенного на Земле. Европейцы хотя бы проявляют единую позицию по спорным на данный момент вопросам — многовекторность, миграция, климат. Диалог с другими участниками нелегкий.

То, что Европейский союз пока, к сожалению, далеко не монолитен, видно невооруженным взглядом. На самом деле он сегодня действительно борется за свое существование в окружении гигантов: американцев, китайцев, русских. ЕС должен стать глобальным лидером, если же этого не произойдет, то, как западное мягкое подбрюшье многополярного мира, он будет съеден. И ссора между президентами Дональдом Трампом и Эммануэлем Макроном не улучшает ситуацию. Это почти неслыханный факт на саммите такого рода: главы Франции и США не провели встречу, запланированную на двусторонней основе в Буэнос-Айресе.

На этой встрече Дональд Трамп не хотел видеть ни одного европейского лидера — кроме канцлера Германии Ангелы Меркель, отсутствовавшей в пятницу из-за поломки самолета.

G20: отмена встречи с Путиным от имени Трампа

Трамп объяснил это решение арестом украинских моряков, захваченных Россией 25 ноября в Керченском проливе. Таким образом, инцидент в Азовском море привлек серьезное международное внимание.

Инцидент 25 ноября, когда российские военные открыли огонь по украинским кораблям, ранив нескольких моряков, является вопиющим нарушением международного права, равно как и трансляция явно полученных под давлением "признаний" трех задержанных моряков. Цель Кремля в этой операции ясна: после аннексии Крыма в 2014 году и поддержки вооруженного конфликта на Донбассе в течение четырех лет Москва теперь намерена контролировать Азовское море.

Европейский союз серьезно обеспокоен проблемой Украины, с которой он связан договором с 2017 года. Находящаяся прямо на границе ЕС Украина представляет собой острейшую проблему. Как мог бы сказать Дональд Трамп, "это очень хороший момент" для Соединенных Штатов, ЕС и НАТО, чтобы с осуждением агрессии с предельной твердостью совместно противостоять открытию Россией третьего фронта против Украины на Азовском море и рассмотреть другие меры за пределами санкций, к которым Москва, похоже, уже привыкла.

Более опасный мир

Мир нуждается в рациональных и уважительных отношениях между членами международного сообщества. Но похоже, что в G20 никто не верит, что это теперь вообще возможно. США следуют примеру своего лидера Дональда Трампа, который чихал на дипломатию. Путинская Россия смеется над утвержденными международными договорами границами. Китай, который активно наращивает мускулы и расширяет свое влияние, в том числе военное, в Азии и Африке, казалось, участвовал в G20 только для того, чтобы договориться с США о сохранении своей торговли. ЕС не имеет лидера и задушен внутренним соперничеством.

Для большинства стран (за исключением Франции или других участниц ЕС) отнюдь не климат является основной темой саммитов G20.

Мы живем во все более опасном мире, где международное право, основы которого, как кажется, защищают только некоторые старые демократии, больше не является темой международных переговоров на высшем уровне.

Мир возвращается к двусторонним отношениям, ситуационным альянсам, ложно понятым национальным интересам, союзам диктаторов и автократических лидеров.

Похоже, что настал тот момент, когда только от граждан зависит, что будет дальше — или они проснутся и скажут свое веское слово, или молчаливо согласятся с происходящим. Если граждане выберут второе, у них не будет никаких оправданий в день, когда случится катастрофа!

Профессор (h.c.) Olivier VЕDRINE

(перевод — Ф. Клименко, "Русский монитор")

Оливье Ведрин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter