Сразу — общее впечатление. Доклад выглядит странно: 

- Автор все время говорит о том, что тарифы на коммуналку занижены, их недостаточно, фонды изношены и нужны деньги. А еще нужны большие вложения в собственно жилую недвижимость, ее ремонт и модернизацию — их долю надо увеличить в 2,5 раза.
- И одновременно — что жилищно-коммунальные расходы достигли уже 11% потребительских расходов домохозяйств и эту долю увеличивать нельзя. Причем он почему-то упорно называет это "политическими ограничениями". Как будто к уровню жизни людей это отношения не имеет, только к протестному движению...

Какой выход из этой ситуации — непонятно. Но зная нашу власть, такие доклады выполняются обычно только в первой части...

А еще автор — исключительно для повышения инвестиционной привлекательности жилья! - предлагает обязаловку участия в ТСЖ (товариществах собственников жилья) и субсидиарную ответственность членов ТСЖ (неуплата любого жильца компенсируется другими участниками ТСЖ, а потом они сами пытаются взять деньги с неплательщика вплоть до продажи его квартиры). Зачем это нужно — вообще не понятно, автор ведь признает высокую дисциплину платежей и низкую долю просрочек. Кроме того, сегодня коммунальщики и сами могут обратиться в суд и взыскать имущество должника (кроме жилья и даже жилье, если оно не единственное).

Автор долго и подробно критикует ФАС за установление тарифов по ЖКУ по нормативам, предлагая установить их по фактическим затратам. 

Короче, множество его отдельных предложений исключительно в интересах коммунальщиков. И даже выход, который он предлагает — акционирование унитарных коммунальных предприятий, концессии и ГЧП — тоже в их интересах, увеличивает их независимость от муниципалитетов... 

Получилось подробное изложение (и поддержка) "хотелок" коммунальщиков без каких-либо проблем для них. Удивительно видеть такой доклад. Разочаровывает.

Между тем, очевидно, что главные проблемы в ЖКХ — не в людях и не в неплатежах. А в самой сфере ЖКХ, в том как она организована. Примеры того, как проводить реформу в такой сфере уже есть: была проведена реформа с демонополизацией в нефтяной сфере в начале 90-х (одновременно с приватизацией) и в электроэнергетике в 00-х. 

Принцип простой: отделяются сферы потенциально конкурентные от монопольных. В первом случае создается рынок и множество конкурирующих производителей, а во втором — контроль государства (муниципалитетов) или потребителей с условиями недискриминационного доступа. Мы недавно писали о результатах такой реформы в электроэнергетике.

В ЖКХ ситуация удивительно схожа с тогдашней реформой всеми нелюбимого Чубайса. Тоже изношенная инфраструктура, стоны о необходимых триллионных вложениях из бюджета и т.п. Различие только в том, что тогда это была одна общероссийская монополия (РАО ЕЭС), а в случае с ЖКХ мы имеем дело с десятками тысяч муниципальных, поселковых монополий. Тем не менее, если использовать те же принципы — результат может быть похожий: все будет работать, частный сектор сам эффективно проинвестирует где надо. Для людей вся реформа пройдет "под капотом" - они ее даже не заметят. 

Мы не говорим, что это просто. Мы говорим только, в каком направлении стоило бы искать выход из ситуации.

Жаль, что в великолепном докладе Милова о демонополизации в России (2016 года) сфера ЖКХ не рассмотрена подробно. Но на примере многих других отраслей там показано, как действовать.

Доклад ЦСР

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены