Россия входит в список стран с плохой экологией. Только в 15 крупных городах воздух соответствует нормам. В мегаполисах главным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. Исследователями отмечается, что рядом с автомагистралью предельно допустимая концентрация опасных для здоровья человека кадмия, свинца и селена превышается двукратно.

В Москве — городе с не самым чистым воздухом — прошел пресс-брифинг, посвященный этой проблеме. Гринпис совместно с порталом "Такие дела" представили спецпроект "Непрозрачно, как воздух". Данный спецпроект направлен на мониторинг загрязнения воздуха в восьми российских городах: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Ростове-на-Дону и Самаре. Цель проекта в том, чтобы продемонстрировать масштаб загрязнения жителям и властям участвующих городов и способствовать решению этой проблемы.

Измерять загрязнения воздуха с помощью диффузионных трубок Палмса (данный инструмент широко используется за рубежом) будут сотни волонтеров, которые зарегистрируются на сайте проекта и пройдут отбор. Результаты исследования будут готовы в сентябре.

Ангелина Давыдова — автор проекта — отметила, что во многих городах отслеживание загрязнения воздуха не осуществляется. Дело в том, что в 80% городов в бюджете нет на это средств. В таких городах активисты запускают свои проекты, такие как "Красноярск. Небо", "Челябинск. Дыши".

В тех городах, где собирается информация о загрязнении воздуха, например в Москве, стоит другая проблема — эти данные непонятны для неспециалистов.

Следующий спикер — соавтор и координатор исследовательских проектов Гринписа России — Василий Яблоков рассказал, как будет проводиться исследование, какая у него цель и объяснил, почему были выбраны именно эти города.

"Трубки Палмса раздают волонтерам. Такая трубка измеряет диоксид азота — главный загрязнитель. Он, в свою очередь, может накапливаться в организме и приводить к серьезным заболеваниям", — рассказал Яблоков.

Диоксид азота — это бесцветный газ, и при попадании в легкие он не раздражает дыхательные пути, поэтому человек может его не почувствовать. Дыхание ядовитых паров диоксида азота может привести к серьезному отравлению. Диоксид азота вызывает сенсорные, функциональные и патологические эффекты. Кроме того, люди, страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей (эмфиземой легких, астмой) и сердечно-сосудистыми болезнями, могут быть более чувствительны к прямым воздействиям диоксида азота.

Как заявил спикер, исследование хочет показать, что передвижение на транспорте вредит нашему здоровью. Здесь и кроется ответ на вопрос, почему были выбраны именно эти восемь городов. Дело в том, что все эти города — миллионники, они загружены транспортом, они не являются индустриальными, также в этих городах есть активные группы Гринписа.

Яблоков отметил случай в Казани. На данный момент в этом городе проводится генплан (где, что будут строить, а где нет), и волонтеры хотят использовать исследование, чтобы изменить стратегию застройки города.

Кроме этого, данный спецпроект призван привлечь к теме загрязнения большее количество людей, поэтому важной частью проекта является экопросвещение, но как организаторы будут его осуществлять, пока неизвестно.

Авторы отметили, что проект полностью благотворительный. На данный момент собрано 250 000 рублей. Также Яблоков добавил, что Гринпис принимает только частные пожертвования.

По завершении официальной части последовали вопросы.

"Как быть? Не использовать машины?" — спросил участник пресс-брифинга.

"Мы предлагаем системное решение, — ответил Яблоков. — Снижение количества личного транспорта за счет велодорожек и создания более удобного общественного транспорта".
Давыдова заметила, что несколько лет назад были разговоры о развитии транспортной активности, сейчас же говорят о мобильности.

Несмотря на замечание спикеров о том, что правительство России все больше беспокоит экология страны и мобильность, стоить заметить, что по показателям федеральной службы государственной статистики выбросы загрязняющих атмосферу веществ передвижными средствами с 2012 по 2017 гг. увеличились. Количество велодорожек тоже несильно прибавилось. Существующая с 2009 года выделенная полоса для общественного транспорта используется не по назначению либо отсутствует вовсе.

В целом осталось ощущение, что у проекта одна цель — просвещение людей о проблеме загрязнения, но не решение самой проблемы.

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

17.07.2018,
Анна Кей