Несколько дней назад в букинистическом отделе магазина "Циолковский" случайно наткнулся на недорогую книжку "Облачная демократия" (авторы — Леонид Волков, Федор Крашенинников) и купил ее.

Книга эта, хотя и вышла уже 5-7 лет назад, прошла мимо меня (идеи, изложенные в этой книге, использовались на выборах в Координационный совет оппозиции — прим. Каспаров.Ru), и я даже не встречал упоминаний о ней в ленте фейсбука у своих френдов (хотя, наверное, многие ее знают). Даже мои друзья (если я имею право так говорить) — публицист Евгений Ихлов, аналитик общероссийского движения "За права человека" и руководитель этого движения Лев Пономарев, а также мои знакомые политики — Михаил Шнейдер, Александр Рыклин, Леонид Гозман, Борис Вишневский или, допустим, публицист Александр Скобов — почему-то не пропагандируют и не популяризируют ее идеи.

Предисловие ко второму изданию, вышедшему в 2013 году, написал Алексей Навальный, но и он, как мне кажется (сужу по его публикациям и тем выступлениям, которые видел), вроде бы не пользуется впрямую основными идеями "Облачной демократии". Не пользуются этими идеями на полную катушку и "Яблоко", в частности, к сожалению, Сергей Митрохин и "Парнас". И мне кажется, что это нонсенс!

Главная идея "Облачной демократии" — переход посредством интернета к прямой демократии участия всех желающих и способных это делать людей в принятии решений, определяющих жизнь района, города, области, страны, а также и прямых выборов лиц, которым мы делегируем свои голоса в различных органах законодательной и исполнительной власти, различных комиссиях, а также разных общественных структурах. Исходных принципов функционирования "облачной демократии" три. Это "принудительная честность", "подвижность выбора" и "делегирование и экспертные группы". В общем-то, в Москве в этом плане уже можно было очень много за несколько лет после выхода "Облачной демократии" сделать на уровне общественной инициативы, и власти волей-неволей к этому вынуждены были бы прислушаться.

Для начального этапа реализации идей "облачной демократии" просто нужны люди с энтузиазмом, хорошим знанием возможностей интернета и способные что-то в этой сфере делать. Мне кажется, что и средства на поддержку этой работы можно было бы собирать среди публики.

Хочу добавить, что в 1990-1991 гг. я и поддержавшая меня тогда Елена Боннэр уже пытались делать нечто подобное тому, о чем говорится в книге "Облачная демократия". Так, главной целью I Международного конгресса памяти Андрея Сахарова "Мир, прогресс, права человека" состоявшегося в Москве в мае 1991 года было создание института независимой, негосударственной общественной экспертизы, задачей которого должно было стать повышение эффективности работы власти, а не борьба за власть, которую ведут политические партии. Для этого несколько созванных нами групп авторитетных экспертов и ученых подготовили и огласили с трибуны Конгресса и направили в исполнительные органы власти (68 адресатов) свои предложения и рекомендации по проблемам перехода СССР от тоталитаризма к демократии и проблеме прошлого, настоящего и будущего атомной энергетики. Мы рассчитывали и хотели, чтобы руководители исполнительных органов власти взяли на себя добровольные обязательства публично отвечать на предложения экспертов, пользующихся доверием общества. Эту систему — обращение экспертов, которым доверяет общество, с рекомендациями и вопросами по разного рода проблемам к органам власти и добровольное обязательство органов власти отвечать публично на такие обращения — мы ставили своей целью распространить на разных уровнях: страны, города, поселка. И эта система виделась нам в публичном пространстве как внепартийная (непартийная) и дополнительная к деятельности политических партий.

Конечно, авторы книги "Облачная демократия" ушли в своих идеях далеко вперед, но все-таки приятно, что и мы в 1990-1991 году, в доинтернетную эпоху, уже вступили на один из путей, возможных в системе "облачной демократии".

В общем, идеи книги "Облачная демократия" очень интересны и важны. К сожалению, открыл их я для себя только сейчас. Наверное, все или почти все об этих идеях уже знают и в курсе того, что для меня совсем ново.

Но все-таки мне кажется, что в условиях, когда добиться сменяемости Путина, губернаторов и мэров городов на нормальных выборах оппозиция и общество не может, реализация идей облачной демократии в пространстве интернета, в той мере, в которой это возможно, — ХОРОШИЙ И ВАЖНЫЙ СПОСОБ ДАВЛЕНИЯ НА ВЛАСТЬ наряду с несогласованными уличными акциями.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter