История вопроса. Во время встречи, посвященной Всемирному дню гуманизма, у нас с Николаем Сергеевичем Розовым, случился небольшой спор. Я высказал к его докладу, посвященному эволюции насилия в истории, замечание, касающееся чрезмерной, на мой взгляд, рационализации исторического процесса.

В историческом процессе и в устройстве каждого общества в любой момент времени царит порядок. Таково убеждение профессора Н.С.Розова. Доклад иллюстрирован многочисленными таблицами, в которых этот порядок зафиксирован и  разложен по полочкам, каждая из которых снабжена биркой с инвентарным номером: вот тут социальный порядок, а здесь уже порядок ментальный, а вон там функциональный порядок. Между квадратиками-порядками нарисованы стрелочки, что превращает всю схему устройства общества в карту боевых действий, составленную прусским генералом: "первая колонна марширует, вторая колонна марширует…".

Во время дискуссии после двух докладов – мой был про расширение границ гуманизма – я спросил Н.С.Розова, где в его концепции место хаоса, который, с моей точки зрения, властно присутствует в истории и в обществе, и наряду с порядком является пружиной исторического процесса. Одной из отправных точек спора было утверждение профессора Розова о том, что существует абсолютно беспроигрышный и абсолютно рациональный метод борьбы с терроризмом. А именно, метод "кнута и морковки". Надо лишь найти такие меры которые сделали бы "неправильное" поведение неприемлемым (сильный "кнут"), а "правильное" поведение привлекательным (очень вкусная "морковка").

Я возразил, что люди, совсем не обязательно террористы, а обычные люди вокруг нас часто ведут себя иррационально. Им дают "морковку", а они ее отпихивают. Их лупят кнутом чуть ли не до смерти, а они улыбаются, кричат: давай еще, нам нравится! Примеров из нашей, российской жизни каждый может привести множество.

Итак, хаос и порядок. Николай Розов утверждает, что никакого хаоса в истории и обществе нет, есть только разные порядки: в Европе – свой, в ИГИЛ – свой, в ХАМАСе – свой. А про то, что происходит при столкновении разных порядков, знает наука конфликтология. Имеется в виду что раз "логия", значит там есть Логос, а Хаосу места нет.

Итак, откуда в обществе берется хаос? Источников этого неприятного для разума состояния как минимум три.

Первый. Хаос возникает в результате столкновения разных порядков. Конфликтология может тужиться сколько угодно, но не может отменить хаос во время войны, революции или после взрыва в людном месте. Толстой, описывая хаос войны 1812 года, был несомненно прав, когда утверждал, что попытки даже такого великого полководца противостоять хаосу войны, обречены на неудачу. У Бунина в "Окаянных днях" убедительное описание хаоса революции и гражданской войны. Столкновение двух порядков, Рейха и СССР породило кровавый хаос ВОВ.

Второй источник - нарастание энтропии. Можно, конечно, обнаружить некий "порядок" в процессе самоуничтожения СССР, но это только задним числом. Никакой "логос" не помог тысячам советологов и иных "ологов" как внутри СССР, так и за его пределами в конце 80-х предсказать, что через исторический миг СССР не будет и вся 74-летняя история воплощения утопии завершится. Это не было победы одного порядка над другим, как хотелось бы думать сторонникам цивилизации Запада. Это был энтропийный процесс разрушения, в результате чего возник хаос, из которого родились новые порядки.

Третий источник – душа человека, его психика. Темные глубины подсознания, океан бессознательного и маленький поплавок сознания, который удерживается на поверхности волевым усилием с помощью внимания. Отсюда масса непредсказуемых поступков, хаос в поведении отдельных людей, который в ситуации разрушения порядка в обществе, в условиях нарастания энтропии становится всеобщим.

Хаос такое же "равноправное" состояние истории и социума как порядок. Без хаоса было бы невозможно развитие, возникновение нового.

P.S. Написанное по сути не является критикой взглядов профессора Розова которого я считал и считаю одним из самых ярких и продуктивных мыслителей современной России. Это – лишь небольшое дополнение к его самобытному учению о глобальных мегатенденциях мирового развития, о которых я с искренним восхищением узнавал из его книг: "Колея и перевал" и "Идеи и интеллектуалы в потоке истории".

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены