Два митинга под схожими лозунгами: 5-го, на Пушкинской и по всей стране, организованный Навальным, и 6-го на Суворовской, организованный Удальцовым.

На первом, по подсчётам МВД, было полторы тысячи человек, из которых, по данным Аллы Фроловой, задержали 704. По моему ощущению участников было не меньше пяти тысяч. Митинг на Суворовской, по данным МВД, собрал 180 человек. По оценке самого Удальцова — 1000. В других городах Удальцов организовывать митинги не пытался.

Митинги 5-го прошли в 60 городах.

Митинг Навального в Москве не был согласован. Митинг Удальцова на Суворовской площади — был.

Участники протестных акций 2012 года наверняка помнят, что тогда каждый крупный протестный митинг или марш обязательно сопровождал спойлерский дубликат под тем же лозунгом, но по другому маршруту или в другой день.

Напоминаю об этом не для того, чтобы вернуться к теме возвращения спойлерской практики, ибо сам был 6-го мая 2012 на Болотной, а звавших на Манежную считал спойлерами, хотя сейчас уверен в правоте оппонентов. Отмечу иное — 6 лет назад участников несанкционированных акций всякий раз было на порядок меньше, чем участников их официально одобренных дубликатов. Теперь — и это произошло впервые в путинское безвременье — ситуация диаметрально противоположна.

Некоторые выводы из этого факта лежат на поверхности: протест радикализируется и теряет страх. Последнее тем очевиднее, что произошло после "болотного дела", колоссального усиления административных наказаний и многочисленных политических процессов с реальными приговорами.

Перелом произошёл в прошлогоднем марте, когда тысячи молодых людей вышли на Тверскую и обнаружили, что протестовать вне загонов, без рамок, унизительного досмотра и полицейской "охраны" явно лучше, чем "по правилам".

Ответственные за работу с непримиримой оппозицией пропагандисты получили команду всячески затушёвывать этот факт, упирая прежде всего на тезис малочисленности несанкционированных протестов. Посты на эту тему Ксении Собчак — классика передёргивания и подтасовок. Акцию "Он нам не царь" она сравнивает не с аналогичным хилым дубликатом Удальцова, а почему-то с прошедшим неделю назад согласованным митингом в защиту свободы Интернета. Впрочем, понятно почему.

"Стиль — зеркало души". Глупцов и пропагандистов выдают неоправданные употребления наречий степени. Собчак пишет: "На акцию Навального людей вышло гораздо меньше, чем на митинг в поддержку Телеграм". Казалось бы, изыми "гораздо", и ложь превратится в спорный тезис. Но не стоит удивляться торчащим ослиным ушам пропаганды, если автор в своих суждениях равняется на непарнокопытных млекопитающих. Для тех и других главное — напор. В таких обстоятельствах вопрос, почему Собчак не замечает участников акции "Он нам не царь" вне Москвы, становится неуместным.

Ещё один факт опрокинувшейся реальности: свободные акции протеста в центре города проводит прежде склонный к компромиссам Навальный, а радикальный когда-то, прыгавший в фонтан на той же Пушкинской площади Удальцов послушно ведёт свой "марш миллионов" за Садовое, в предписанный мэрией загончик.

Помню, как Удальцов зачастил в "Завтра" на Сретенке, когда там работала "Мастерская протестных действий", и Надежда Митюшкина пыталась внушить ему мысль о неуместности его визитов. В ту пору слишком многие из завсегдатаев "Мастерской" были очарованы Удальцовым, исходя исключительно из собственных желаний утверждали, что он — социал-демократ, и предпочитали его не только Навальному, но и всем другим заметным фигурам протеста. Я сам, при всей нелюбви к левым в известной мере поддался общему поверью. Морок пал только после признания Удальцовым результатов "референдума" в Крыму.

Ключевой тезис Надежды Митюшкиной был прост: у Удальцова мало идеологических сторонников, и он пытается подняться за счёт чужих акций.

Сейчас он пытается делать то же самое и сожалеет о "недостатке координации действий в протестном лагере". Оно и понятно: люди, знающие, что Крым это — Украина, не хотят участвовать в акциях нынешнего союзника Гиркина и Лимонова. И не хотят видеть его на своих акциях, поэтому организаторы митинга за свободу Интернета не пустили его на трибуну. В результате в погожий выходной день на согласованном митинге под хорошим лозунгом несколько сот человек — это всё, что Удальцов способен сегодня собрать.

Не уверен, но и не удивлюсь, если в поисках новых союзников по протесту он вынужденно обратится к Собчак — они сейчас в сходной политической ситуации. С той разницей, что Собчак выступает за то, "чтобы мы все вместе просвещали и образовывали сами себя и весь народ, которого оболванили", и не пытается организовать "протестные" митинги. Несмотря на ослиный напор, она отлично понимает, что из этого получится.

В отличие от Удальцова.

Алекс Синодов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter