Многие восприняли отставку Тулеева только в качестве проводов некого не совсем физически здорового "политического аксакала". Однако, это не совсем так. Вернее, и вовсе не так. Политически Кузбасс всегда опережал Россию, опережал страну в целом.

Сохранится ли этот тренд и в будущем?

И так, отставка Амнана — это знаковое событие.

Аман Гумирович Тулеев (правильно — Амангельды Молдагазыевич. Так, во всяком случае, его имя писали в избирательных бюллетенях) был у власти в Кузбассе в разной ипостаси даже не 20, а чуть ли не 30 лет.

Уже с 1985 он заведовал отделом транспорта и связи в Кемеровском обкоме КПСС, а с 1988 — руководил кемеровской железной дорогой. С 1990 года — Председатель областного Совета народных депутатов, далее — глава Законодательного собрания, и, наконец — бессменный Губернатор.

Человек, трижды баллотировавшийся на пост Президента РФ и "державший к кулаке" некогда мятежный Кузбасс годы и годы. Последовательно сменивший КПРФ на НПСР, затем на Единство, и, в конце концов, на Единую Россию. Он пользовался большой поддержкой, вернее сказать, любовью в Кузбассе.

Его 94,5% процента на выборах 1997 года, смею заверить, не были результатом фальсификаций. Как член УИКа с правом решающего голоса в те годы, отвечаю, это было так или почти так. 

Аман обрёл реальную популярность на волне шахтёрских забастовок. Умело используя естественные противоречия внутри забастовочных, а позже и рабочих комитетов, он внёс раздробленность в некогда единое стачечное движени. Обернул реальные шахтёрские проблемы в свою пользу и показал свою эффективность в решении проблем как жителям Кузбасса, так и Кремлю. Фантастический оратор, искуссный популист, тонкий демагог и изощрённый политик, он завоевал доверие как народа Кузбасса, так и верховной власти. Отказавшись принять орден у набившего оскомину у многих на тот момент Ельцина, принял этот же орден у Путина.

Люди его любили. Верховные власти — боялись трогать.

Аман "победил" масс-медиа в Кузбассе ещё задолго до того, как это сделала верховная власть по всей (почти) России. Расправился с "Нашей газетой", лишил остроты программу "Пульс". Это его борьба с местными олигархами (Живило и другими), обраставшая скандалами, мнимыми или явными попытками покушения, опережала по времени борьбу Путина с Ходорковским, Гусинским, Березовским и прочими.

Тулеев раньше начал "зачищать" Кузбасс "под себя", чем тоже самое начала делать верховная власть в России. 

Это Кремль шёл за Тулеевым. А не Тулеев — за Кремлём. Вот в чём дело. 

Поэтому, отставка Тулеева, причём не после, а на волне народного недовольства, связанного с гибелью детей — это не просто проводы физически нездорового и уставшего человека.

Это — новое явление. И жители Кузбасса сейчас на многое могут повлиять. В том числе, могут добиться и действительно реальных выборов у себя дома. 

Кузбасс — сложный регион. И этот регион снова может стать мятежным. Только вот движители этого потенциального протеста — это не шахтёры и рабочие. Это жители городов, прежде всего Кемерова и Новокузнецка. Городов, утопающих и реально гибнущих в тяжелейших экологических и социальных проблемах, в эпидемии ВИЧ, в безработице.
Тулеев своим авторитетом, своей силой и волей мог сдерживать протесты и народное движение жителей городов (в последнее время — не без проблем). Сможет ли это новый сделать новый Губернатор без такого кредита доверия? Не уверен.

Десятилетия несменяемой власти загнали и Амана, и Кузбасс с их проблемами в угол. Загнали в тупик. Как будет развиваться ситуация, не знает никто, кончено.

Но, мы помним. Политически Кузбасс всегда опережал Россию в целом. Был своеобразной моделью страны. Опережал страну и в росте, и в падении. Сохранится ли эта тенденция?

Андрей Волна

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены