Япония, простите за банальность, мало похожа на Россию, но есть у них поразительные точки странного сближения. Одна из них - наличие в стране единственного бесспорного центра. Единственной, манящей столицы, земли дурманящих надежд на успех. Про тяжелый национально-невротический комплекс с Москвой говорить не будем, но и с Токио произошло нечто похожее, хотя и совсем не столь психованное. Короче, маленькие цифры.

Население японской столичной зоны растет 22-й год подряд, хотя в подавляющем большинстве других районов страны оно сокращается. Новые приезжающие в Большой Токио с надеждой обосноваться - это преимущественно амбициозная молодежь. В возрасте от 15 до 29 лет. В столичной зоне они видят невообразимые возможности для получения образования и последующей карьеры с самыми высокими в стране зарплатами и сопутствующими наслаждениями. Хотя и цены в этом вожделенном районе заметно выше - особенно на приличное жилье.

Большой Токио - это собственно столичная префектура и прилегающие к ней три другие префектуры, неразрывно связанные со столицей. Невозможно различить, где, например, заканчивается невероятный гигантский Токио и начинается примыкающая к нему с юга стильная Иокогама с ее чайна-тауном и общим ощущением порта-космополита. Или на севере - как отделить японскую столицу от прижатой к ней простецкой префектуры Сайтама в месиве прилепившихся друг к другу домов? Да, и для справки - общее население Большого Токио - плюс-минус 32 млн человек с хвостиком.

В Японии сейчас не вижу ненависти провинции к токийцам - да нет и возможности ей проявиться. Вот бывшие солдаты бывшей императорской армии расказывали мне, что у них, столичных уроженцев, были в те далекие годы тяжелые проблемы дедовщины с самоутверждавшимися фельдфебелями-мордобойцами из глубинки. Теперь в Японии нет армии советского типа - нет и сопутствующих удовольствий для старослужащих.

Ну, а амбициозные провинциальные японцы мечтают о блистательном Токио. И при этом, например, отличную карьеру научные работники делают и в провинциальных университетах, неплохо вписанных в мировую ученую среду. Да и продолжительность жизни в Японии больше всего не в безумном карьерном Токио, а на самой южной, солнечной и улыбчивой Окинаве, где и в помине нет таких высоких зарплат, но зато имеются самые румяные дети и самые вкусные мини-ананасы.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены