120 лет назад, 13 января 1898 года произошло событие, во многом сформировавшее лицо современного мира - в редактируемой будущим премьер-министром Франции либералом (тогда это называлось "радикальный социалист") Жоржем Клемансо ежедневной газете "Аврора" ("Орор", "L’Aurore") вышла знаменитейшая статья Эмиля Золя "Я обвиняю!.." (фр. "J’accuse!..") По форме это было открытое письмо президенту Франции Феликсу Фору.

Золя обвинил власти, особенно военное ведомство в государственном антисемитизме и фальсификации с этой целью шпионского дела эльзасского капитана Альфреда Дрейфуса. Всемирно прославленный писатель тут же был назван в "патриотических" медиа "итальяшкой", обвинён в клевете на вооружённые силы и уже 23 февраля осуждён на год тюрьмы. Золя спешно эмигрировал Англию.

Приговор был отменён только после того, как бежал во Второй рейх настоящий агент в Генштабе - майор граф Эстергази и покончил с собой главный организатор фальшивых доказательств - полковник Анри. Это произойдёт только в в июне 1899 года, когда и начнётся пересмотр дела Дрейфуса (снижение срока в половину - до 10 лет в октябре, немедленное помилование новым президентом Лубе, и реабилитация в 1906).

В защиту Золя от нападок встала гордость французской культуры. Антидрейфусары злобно обозвали их "интеллектуалами" (т.е. "умники", в значении "интеллигентики", "г... мозг нации"). Однако это превратилось в почётное наименование. Была создана "Лига прав человека" - первое массовое надпартийное правозащитное движение в истории. Благодаря этому было сформировано коалиционное "правительство республиканской обороны" с участием либералов и "настоящих" социалистов, т.е. партии сторонников Второго Интернационала.

Дело в том, что антисемитская вакханалия 1894-99 годов использовалась для реванша монархистского-католических сил.

Появилась сама идея внеэтнической политической нации, ставшая краеугольным камнем французской гражданской идентичности, и потом распространившаяся и на другие страны.

Интересно, что если бы манифест Золя смог появится на год раньше, то возможно никакого серьезного резонанса не вызвало бы другое произведение, изменившая судьбы мира - "Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса" (Der Judenstaat) 36-летнего венского журналиста Теодора (потом Биньомина Зеэва) Герцля. Венскому публицисту бы говорили приблизительно: зачем евреям из самых цивилизованных стран переселяться на задворки Османской империи, если против антисемитизма выступили светочи современного мира? Вы, сударь, параноик..."

Но если бы обращения Золя и мощного движение солидарности с дрейфусарами не было бы, то евреи бы покинули Францию, как за два столетия до этого гугеноты, и расселились бы кто в Америке, кто во Втором рейхе (гугенотов очень гостеприимно приняла тогдашняя Пруссия) и в весьма юдофильской Дунайской монархии... А во Франции пришел бы к власти вполне фашизоидный режим, и Париж так и не стал бы культурной столицей человечества.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены