Для начала, вот интересное сообщение агентства Reuters, описывающее ситуацию, в сфере "сотрудничества" РФ и Северной Кореи, на начало октября прошлого года:

Москва играет в двойную игру, спасая Северную Корею от последствий санкций США. Российская компания только что предоставила Северной Корее Интернет-канал для связи с внешним миром (вместо "отключившей" эту связь китайской компании). В первые месяцы 2017 года (официальная) торговля РФ и КНДР выросла вдвое против 2016 года, в первую очередь за счет резкого роста поставок нефти и нефтепродуктов из РФ в Северную Корею.

(В первую месяцы 2017 года) по крайней мере восемь северокорейских судов привези жидкое топливо из РФ; каждое судно указало в качестве точки погрузки не российский порт, а порт какой-либо другой страны. В результате американские (и ООНовские) санкции были подорваны.

Россия продолжала наращивать экспорт нефти и нефтепродуктов в Северную Корею и в октябре-ноябре 2017 года. В результате, по мнению наблюдателей в Токио, Россия эффективно блокировала попытки США и союзников Америки изолировать Северную Корею и заставить ее отказаться от ракетно-ядерной программы.

В частности, "цена одного килограмма дизельного топлива в Пхеньяне упала с 2 долларов в начале ноября до 82 центов в концу ноября" (на бензоколонках нашего Twin Cities в тот момент дизтопливо стоило примерно 60 центов за литр). В сообщении также отмечалось, что острый кризис на северокорейском рынке нефтепродуктов был вызван резким сокращением поставок из Китая. А вот Россия напрямую поставляла нефтепродукты в приграничную провинцию КНДР Янган.

Последовала очередная серия международных скандалов и в декабре (или уже в ноябре?) два партнера кардинально изменили тактику поставок нефти и нефтепродуктов в нарушение санкций ООН (первым об этом сообщило в конце декабря агентство Reuters; его перепечатали российские и украинские информационные каналы):

Осенью 2017 года российские корабли были замечены в поставках нефтепродуктов северокорейскому режиму. Одновременно корабли КНДР были замечены в российских портах, где загружали контрабандные нефтепродукты. Позже (в ноябре-декабре) взаимодействие изменилась, и загрузка нефтепродуктами кораблей КНДР стала осуществляться непосредственно в море. Источники агентства Reuters утверждают, что это были "российские негосударственные корабли". Новая информация может вызвать еще большее количество проблем для России со стороны США: в течение минувшей недели (28 декабря) президент Трамп уже выступил с резким заявлением в адрес Китая, прямо обвинив Пекин в поставках нефти враждебному Вашингтону режиму.

С одной стороны, очень смешно. Действительно, было замечено одно судно, зарегистрированное в Гонконге (т.е. формально относящееся к Китаю), которое вышло из южнокорейского порта с грузом нефтепродуктов и, вроде бы, перегрузило нефтепродукты на северокорейское судно.

А Трамп он и есть Трамп. Он боится хоть единым словом задеть Путина (как тут не вспомнить в очередной раз про черта и проданную душу) и обрушивается на... Китай.

Может быть Китай и в самом деле виноват? Вот статья от 2 января в Нью-Йорк Таймс, "North Korea woos the Sooth (Korea) to repel the U.S.", о новогоднем выступлении Ына: (в последние месяцы) 2017 года Китай радикально (drastically) снизил поставки в КНДР нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, соединяющим две страны, и в результате цены на бензин (да и на дизельное топливо) в Северной Корее выросли вдвое.

Редакция Нью-Йорк Таймс в плохих отношениях с Пекином, и газета не станет без серьезных оснований говорить добрые слова о Китае.

На мой взгляд картинка ясна. После испытания "северокорейской водородной бомбы" 3 сентября 2017 года, стараниями США и ООН были приняты новые жесткие санкции против Пхеньяна. В результате довольного точного выполнения этих санкций Китаем (в течение многих лет основная часть нефти и нефтепродуктов в КНДР шла именно из Китая), уже в октябре цены на бензин и дизельное топливо в КНДР выросли в 2-3 раза. Но Путин быстро помог Северной Корее. Сперва крупными открытыми поставками нефтепродуктов, а затем и тайными поставками – перегрузками в открытом море.

Что здесь самое важное: удалось раскрыть один из "узелков" сети тайных поставок – не только нефтепродуктов, но и ключевых элементов баллистических ракет и ядерных устройств из РФ в Северную Корею. Раньше слали все это почти в открытую по железной дороге, иногда под видом "сена". Это дополнялось рейсами судов, северокорейских и "негосударственных" российских, между близко расположенными портами Владивосток и Наджин (Раджин). Кстати, о таких "челночных рейсах" писал еще в сентябре прошлого года исследователь Хадсоновского Института в Вашингтоне) Артур Херрман.

Но международные санкции ужесточились и пришлось перегружать "запретный товар" в открытом море.

"Запретный товар" включает тысячи тонн нефтепродуктов и десятки тонн – не больше – "узелков" (ключевых элементов) ракет и ядерных устройств, которые невозможно выпустить в Северной Корее, даже с использованием "краденого" оборудования из Китая.

Александр Немец