Украина и самопровозглашенные ДНР и ЛНР вчера обменяли пленных. Не всех, но значительную часть. Год завершается долгожданной гуманной акцией – таких обменов не было давно, а столь масштабных - с начала донбасской войны.

А во всем остальном в зоне конфликта в 2017-м было плохо. По оценкам американских и европейских экспертов – много хуже, чем раньше: стрелять и убивать стали больше.

В Минске переговорщики продолжали заседать, но договориться ни о чем не могли. Нормандский формат в уходящем году о себе не заявлял вообще – после того, как в конце 2016-го идея "дорожной карты", как и все прежние идеи, увязла в несогласуемости позиций насчет того, какой этой "дорожной карте" следует быть. Увязает и сменившая ее идея введения на Донбасс вооруженных миротворцев ООН, минско-нормандским форматом не предусматривавшаяся.

Киев видит смысл миротворческой миссии в передаче территорий, им не контролируемых, под контроль международный с сопутствующим выводом из Донбасса российских военных, разоружением боевиков и последующим восстановлением над этими территориями суверенитета Украины. Москва и ее донбасские сателлиты согласны на введение миротворцев только для охраны наблюдателей ОБСЕ, ибо киевский вариант ставит крест и на ДНР-ЛНР, и на всех других планах Москвы относительно Украины.

Примирить эти позиции теперь пробуют американцы, но и у них пока ничего не получается. Трижды встречались Сурков и Волкер, но к цели не продвинулись по причине того, что цели разные. От первого мы узнали о том, что на последней встрече из 29 абзацев в американском плане Москву устраивают только три. А от второго о том, что Москва договороспособности не обнаруживает, и с американской позицией, близкой к украинской, считаться не намерена.

Недавно, правда, от президента Путина узнали и о том, что он не против того, чтобы "поставить под международный контроль эту (донбасскую. – И.К.) территорию", но…но "для этого нужно киевским властям договариваться с самим Донбассом". То есть, не против того, чтобы Украина согласилась признать никем не признанные ДНР и ЛНР независимыми политическими субъектами, что изначально было и остается для нее неприемлемым. В том числе, и потому, что верить в их независимость не расположена.

Так пытались решить донбасский вопрос в уходящем 2017-м. Будут, наверное, пытаться и в 2018-м. Боюсь ошибиться, но, похоже, без надежды на успех.

Игорь Клямкин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены