Сатирик и "параша"

Любая кончина - это повод для итоговых слов, любой человек достоин "последних оценок", независимо от их характера, - просто потому, что слова эти мы произносим в любом случае - про себя или публично - не имеет значения. Важен лишь их смысл.

Это правило, разумеется, я отношу и к себе: любая публичная оценка (в том числе, из уст врага) намного предпочтительней лицемерного молчания. Потому что слова-то в любом случае звучат, - так почему не публично?

С сатирой в путинской России настоящая катастрофа; впрочем, не меньшая, чем с "творческой элитой" в роли обслуги режима. Людей, сохранивших верность жанру - единицы. Слава богу, есть ещё Жванецкий и Шендерович, не изменившие себе с совковых времён.

Но попробуйте представить себе Аркадия Райкина, поющего осанну генсеку Брежневу в годы застоя. А Райкина, вытирающего ноги на сцене о советских диссидентов и инакомыслящих к очередному съезду партии? Представьте себе Жванецкого, вступившего в "единую россию" или Карцева и Ильченко - членов КПСС.

Это абсурдно (прежде всего) с точки зрения профессии: сатирик по определению не может быть на стороне власти, как и на стороне сильного против слабого.

Сатирик - всегда защитник и диссидент, он всегда на стороне тех, кто нуждается в защите, а иначе он либо позорит свой жанр, либо его ремесло называется иначе. Например, пропагандист.

Задорнов и Хазанов - самые яркие, пожалуй, примеры выпадения из профессии. Извращения её сути. Так они и останутся в истории - перебежчиками на сторону власти и "сильных мира сего" - причём в наиболее мерзкие годы режима, когда любое слово против произвола - было на вес золота.

Но вместо этих слов звучало совсем иное.

Прекрасно помню монолог о Ходорковском, сидящем в тот момент в тюремной камере. (Не дословно, но по смыслу - точно). "Тюрьмы у нас в таком состоянии, что олигархов надо заставлять раскошеливаться на модернизацию. Представьте себе Ходорковского в VIP-камере. И мобильная параша на колёсах... Ходорковский её кричит: "Эй, пар-р-раша!" И параша подъезжает.." (хохот в зале)

В этом - весь Задорнов. Пропагандист имперского русского мира и путинского стиля правления - с его ложью и подлостью. Имперство, которое старательно навязывал российскому охлосу "сатирик", привело нас в Донбасс и Крым, к войне, агрессии, изгойству, изоляции и тысячам жертв украинцев.

Впрочем, были, видимо, и в Третьем рейхе "сатирики", вытиравшие ноги о евреев и "врагов фюрера", раздувавшие в публике имперские комплексы и ненависть к свободному миру.

Но в русской истории я просто не припомню ни одного крупного художника-сатирика, вставшего на сторону силы, режима и мракобесия. Гоголь, изменивший призванию, тут же закончился как художник. И слава богу. Потому что Гоголь-православный монархист, с той же мерой таланта писавший в интересах власти, был бы настоящей катастрофой - для себя и для русской культуры.

Природа ставит пределы такого рода предательствам - самого себя, жанра, призвания и профессии. Саморазрушение таланта - это плата за измену. И даже обожая Гоголя, нельзя не согласиться, что он ушёл вовремя.

С Задорновым совсем другая история, но то обстоятельство, что с закатом путинизма уходят (вслед за ним) и его верные пропагандисты, по-своему символично. Режим вполне может "проскрипеть" ещё какое-то время, но историческая смерть налицо.

Не видеть развала и конца того, что ты воспевал и отстаивал, не понимать вектора истории - вполне себе счастье. Так что, порадуемся за покойного: он счастливый человек.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены