Эта история как-то прошла вроде незамеченной, хотя речь идет почти о событии историческом - наконец-то соединен в единое целое южный дублер отечественного Транссиба, который позволяет из Китая по суше возить товары в Европу и обратно, минуя Россию. На этой неделе была торжественно открыта железнодорожная трасса Баку-Тбилиси-Карс длиной 829 километров. В турецком Карсе она вливается в уже существующие магистрали, ведущие в страны ЕС. Можно перегружать и на суда - Средиземное море освоено хорошо.

Из Китая железнодорожная магистраль доходит до казахстанского порта Актау на берегу Каспия. Оттуда до Баку составы предполагается переправлять железнодорожными паромами. В год пока будут возить 6,5 млн тонн грузов - немного, но мощности хотели бы наращивать. Время на доставку грузов из КНР в ЕС сокращается до примерно двух недель по сравнению с сорока днями при перевозке только морем.

Но главное для Трассиба то, что появилась южная альтернатива, идущая в значительной части по странам с более мягким климатом. И без политических осложнений - можно, например, без помех возить в Казахстан из Европы продовольствие, подпадающее под российские санкции.

Все это - воплощение грандиозной концепции Пекина по возрождению в новых условиях великого Шелкового пути с Запада в Китай. Кстати, в рамках этой программы созданный товарищами в КНР Азиатский банк инфрастуктурных инвестиций кредитует еще один потенциально неприятный Москве проект - строительство газопровода из Азербайджана в Турцию, российского конкурента.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены