В последнее время в дискуссиях можно встретить многих людей, обвиняющих друг друга в ксенофобии и расизме. Часть людей открыто признает себя ксенофобами и расистами и не скрывает своих взглядов. Другая часть симпатизирует первым, но свое мнение явно высказывать боится. Третья группа людей не боится высказывать свое мнение, но так как она знает, что ксенофобия и расизм имеют негативный этический контекст, они всячески противятся, чтобы их так называли.

Я решила провести небольшое терминологическое исследование и понять, что обозначают эти термины и справедливо ли одни называют других ксенофобами.

Для начала заглянем в толковый словарь (русскоязычную научную литературу я намеренно не использую, так как за последние 100 лет было лишь одно десятилетие, во время которого научная литература не была бы окрашена той или иной идеологией. Поэтому использую немецкие и английские источники вполне сознательно).

Немецкий Duden не многословен и сообщает, что ксенофобия — это ксенофобское отношение. Английский Oxford English Dictionary (OED) сообщает немного больше: ксенофобия — это нелюбовь или предубеждение к людям из других стран. Но толковые словари не годятся для анализа терминологии, они всего лишь сообщают общепринятое значение слова. Обратимся к философским словарям.

В философских терминологических словарях термина "ксенофобия" нет, но есть упоминание о том, что этот термин наряду с ксенологией и ксенократией и ксенотрансплантацией являются терминами нового времени (Historische Wörterbuch der Philosophie). Это означает, что термин этот используется в разговорной речи, но как научный термин пока не утвердился. Близкий по смыслу немецкий аналог Fremdenfeindlichkeit отсылает ко временам национал-социализма и связанной с ним изоляции отдельного народа.

Анализ термина "расизм" более плодотворный. Немецкий Duden определяет расизм (Rassismus) как чаще всего идеологически обоснованную дискриминацию по расовому признаку (напр. колониализм). Это учение или теория о том, что люди или этнические группы, обладающие определенными биологическими параметрами, уступают или от природы превосходят по своим культурным качествам других людей или этнические группы. Также расизмом называется определенное отношение, мышление или действие относительно других людей или этнических групп с определенными биологическими параметрами. OED в свою очередь определяет расизм (racism) как предубеждение, дискриминацию или неприятие кого-либо другой расы, основанное на вере в превосходство своей расы. Эта вера в свою очередь основана на дифференцировании людей по различным расам с различными характеристиками, возможностями и качествами и убеждением, что расы эти разделяются на превосходящие другие и неполноценные, то есть биологические отличия обусловливают качественные.

Философские терминологические словари относят термин "расизм" к империалистическому фашизму и национал-социализму. Под этим термином (также "расовая идеология") подразумеваются все теории и политические программы, основанные на антропологической классификации, которая исходит из существования взаимосвязей между различными параметрами человеческого тела с социокультурными и индивидуально характерными признаками. Расизм получил широкое распространение в качестве "идеологии власти" в 19 и 20 веках и послужил основой для циничных оправданий уничтожения североамериканских индейцев европейскими поселенцами и национал-социалистического массового уничтожения различных этносов, названных "расами" (евреи, рома, синти). Теории расизма не имеют научных оснований и несут лишь идеологический характер. Нет никаких научных подтверждений существования корреляции между биологическими и социокультурными признаками, которые бы могли подтвердить классификацию на превосходящие и неполноценные расы. Поэтому ЮНЕСКО рекомендовало заменить термин "раса" термином "этническая группа". Резолюция ООН от 27 ноября 1978 года закрепляет юридически положение о биологическом равенстве всех людей и научной несостоятельности любых теорий о превосходстве и неполноценности одних этнических групп перед другими. Исходя из этой резолюции, любые формы политики и практики сегрегации и расовой дискриминации несовместимы с требованиями справедливого международного порядка, гарантирующего уважение прав человека, и требуют соответствующих законодательных мер.

В социальной психологии также не существует термина "ксенофобия". Социальное поведение обусловлено только социальным поведением и не имеет никаких биологических причин. В экспериментах при случайном разделении людей на две группы по цвету шариковых ручек, имеющихся в наличии у каждой из групп, возникает чувство принадлежности к своей группе и чувство враждебности к противоположной. Следовательно предвзятое отношение к людям из других групп может возникать в связи с пережитым собственным негативным опытом или в качестве ошибочного мышления, связанного с догматическим или авторитарным воспитанием. Стремление человека сортировать людей на "своих" и "чужих" связано с положительным чувством принадлежности к "своей" группе, общности. То есть может быть объяснено психологическими особенностями человека.

Несмотря на плохую репутацию "биологизма" для объяснения расовых отличий, в последнее время появились теории, объясняющие возникновение расизма с помощью биологии, но в несколько другом контексте. Так, часть исследователей считает, что ксенофобия или неприятие "чужих" связано с биологическим механизмом, возникшим в процессе эволюции и не позволяющим животным смежных видов спариваться во избежание дегенерации вида. Другая часть исследователей считает, что корни расизма и ксенофобии кроются в природных брезгливости и страхе человека, необходимых для выживания в условиях дикой природы. Так, в минуту опасности человек инстинктивно реагирует и спасается бегством. К этому же механизму относится способность человека испытывать чувство брезгливости к испорченным пищевым продуктам, что предотвращает пищевые отравления и также является залогом выживаемости вида. В обоих случаях срабатывают сильные эмоции, отключающие критическое мышление. В ряде случаев такое поведение является выигрышным с точки зрения биологической выживаемости вида. Человек, спасающийся бегством от палки, ошибочно принятой им за змею, имеет больше шансов выжить и произвести потомство, чем человек, не заметивший змею в траве и принявший ее за палку (аналогично с пищевыми продуктами).

Но если в минуту конкретной и непосредственной опасности сильные эмоции, отключающие критическое мышление, могут спасти человеку жизнь, то в условиях цивилизации и отсутствия непосредственной опасности действия в рамках аффекта вряд ли могут быть оправданы.

Федеральное Ведомство Германии по вопросам миграции и беженцев провело в 2013 году свое исследование на тему "Новая терминология в принимающем обществе". В рамках этого исследования, к которому было привлечено как научное сообщество, так и общественно-культурные деятели, была проведена терминологическая экспертиза. Среди прочего был проведен сравнительный анализ терминов "враждебность к иностранцам", ксенофобия или "враждебность к чужим" и расизм. Термин Ausländerfeindlichkeit ("враждебность к иностранцам") был отвергнут по причине неопределенности. Принадлежность к иностранному сообществу не всегда может быть определена визуально, поэтому этот термин используется с целью скрыть расистские мотивы (соответствует фольклорному выражению "бьют не по паспорту, а по морде"). Цель использования этого термина — направить ненависть и насилие против определенной группы людей, национальная или этническая принадлежность которых не может быть определена. Этот термин существует только на территории Германии.

Термин ксенофобия, или "враждебность к чужим", объединяет различные враждебные намерения по отношению к разным группам, относимым к неким "чужим", и включает в себя гомофобию, аблеизм и прочие формы неприятия всего того, что отличается от привычного. "Враждебность к чужим" часто объясняется наличием неопределенных страхов по отношению к группе "чужие", основанных на отсутствии опыта общения с представителями группы "чужих". Часто термин "ксенофобия" используется для обозначения неприятия, дискриминации или плохого обращения с людьми с "миграционными предпосылками" (Menschen mit Migrationshintergrund). Недостатки этого термина — это отсутствие критериев, по которым люди причисляются к группе "чужих". Такое причисление является произвольным. И хотя термин содержит момент вытеснения одной группы людей из сообщества, но в действительности вытеснение выходит не по причине особых признаков вытесняемых, а по причине определенного настроя вытесняющих. Таким образом, применение термина "ксенофобия" или его немецкого аналога Fremdenfeindlichkeit в СМИ также имеет произвольный характер, так как этот термин не имеет качественных отличий по отношению к термину "расизм".

Термин "расизм" объединяет расистские идеологии, предубеждения, дискриминирующее отношение, а также структурные действия и институциональные практики, приводящие к неравноправию различных групп. Исследователи расизма Этьен Балибар и Стюарт Халл разделяют между общим расизмом и его ответвлениями, такими как антисемитизм, враждебность по отношению к аборигенам или черным (sic!), а также проявлениям исламофобии в форме "мусульмане не такие как мы (христиане)". Суть всех этих форм сводится к произвольной идее превосходства одной группы над другой, не имеющей под собой научного обоснования.

Важно понимать, что истинной основой расизма является не некое реально существующее биологическое или социокультурное отличие одной этнической группы от другой, а только личное предубеждение и соответствующий настрой.

Алина Плитман