Выражение "выстроить золотой мост", в смысле дать выйти окруженному противнику, чтобы получить нужный объект (крепость, холм, плацдарм) насчитывает лет 600 - со времен героя французской национально-освободительной борьбы маршала де Реца "Синей Бороды".
Есть легенда, что на предложение разрушить мост, по которому мог отступать оказавшийся в тактическом "мешке" противник, было сказано: "Я готов построить для них еще один мост - из золота", лишь тот побыстрее ушел из нужного города... 

И уже точно это говорил Кутузов. Что бы ни говорил и ни писал про него Евгений Понасенков, фельдмаршал был настоящим метастратегом - в духе будущей непрямой стратегии сэра Бэзила Лиддел-Гарта, в частности, он категорически не хотел, чтобы его и так до предела обескровленная армия воевала еще несколько лет - за удовольствие Англии иметь свою креатуру на ослабленном парижском престоле. А также как мы понимаем - за обеспечение прусской гегемонии в Германии и укрепление Австрии - главного будущего соперника Российской империи на Балканах. Но государь император Александр Павлович хотел стать гегемоном Европы и мудро установить в ней просвещенно-консервативный порядок, а также использовать Восточную Польшу (Герцогство Варшавское) в качестве политической лаборатории.

С учетом всего этого князь Михаил Илларионович "Кофейник" дал возможность дважды проанафемствованному "Бонапартию"* покинуть пределы империи с остатками гвардии - костяком любой призывной армии - и сообщил августейшему главковерху, что считает кампанию завершенной. Но с ним не согласились... И именно самовольство Кутузова обрекло Европу в общей сложности еще на два года непрерывных антинаполеоновских войн. А мегаломания царя обрекла Россию на постоянные войны и конфликты с англо-французскими и австро-германскими коалициями в последующие сто лет.

Все это я рассказываю, чтобы показать всю сложность поведения при нарастающей конфронтации.

Для начала разберем пример с Каталонским кризисом. Кризис курдский мы трогать не будем, потому что вне зависимости от любых слов, переговоры, тайные и многослойные, идут там вовсю. И, в отличие от взбешенного Эрдогана, Тегеран, явно не желающий переноса кризиса в свою неоперсидскую империю (с учетом внушительных азербайджанского, арабского и белуджийского компонентов, которых мог бы увлечь пример курдского сепаратизма), занял очень взвешенную позицию и явно использует свой авторитет в шиитских кругах Багдада для их сдерживания.

Строго говоря, правительство постфалангистской "Народной партии" в каталонском кризисе откровенно сваляло дурака. Причем, делало это неоднократно. Возможно, его, имеющее в парламенте меньшинство, вдохновила поддержка оппозиционных социалистов, внезапно вставших в ряды "кастильских великодержавников".

Все это нам памятно и по 2000 году (Вторая Чеченская война), и по 2012-14 годам (антиамериканская и антиукраинские кампании). 

Впрочем, испанские социалисты, скорее всего, просто проявили "конфуцианское почтение" к своим политическим предкам - просталинским социалистам 1937 года, давившим тогдашний каталонский "сепаратизм" (точнее, троцкистов и анархистов), в результате чего именно по территории отрезанной и обескровленной Каталонии и прошли националисты после своей теруэльской победы.

Непонятно, почему надо было запрещать каталонский референдум? Мадриду надо было его всячески поощрить и помочь в проведении, направить наблюдателей, но накануне объявить о готовности провести переговоры о федерализации фискальной политике (дабы привлечь осторожную интеллигенцию, всегда верящую во "вменяемые элиты" и в "доброго царя").

Потому что получить 90% от 43% - это совсем не 55% от 70%. В результате, сепаратисты Женералитета потерпели бы такое же унизительное поражение, как и сепаратисты Квебека и Шотландии.

Это как и в Чечне сентября-октября 1991 года: республика, выйдя из РСФСР, осталась в СССР, и никакого решительного большинства за независимость еще не было. Но в ноябре Ельцин и Руцкой направили новосозданные внутренние войска России в Грозный. Их окружили в аэропорту Шейха Мансура цистернами с нефтью и вербально убедили вернуться на родину-матушку. После чего на два с половиной года Москва с независимостью Грозного смирилась, и только летом 1994 начались попытки интервенций - сперва силами местных наемников, потом силами наспех завербованных танкистов.

Но запретив референдум, запретили и опускание бумажек в коробки (процедуру). Более того, ввели 8 тыс. "испаногвардейцев", которые излупили 900 человек, задержали только 4, т.е. закона избиваемые не нарушали.

Затем и началось сожжение золотых мостов для Пучдемона. И Рахой, и его бурбонское величество Дон Фелипе предложили своим добрым каталонским подданным, условно говоря, встать на колени и извиниться.

И тогда Барселона стала Прагой августа-сентября 1968 года. Керосин по тлеющему мосту лился и дальше - Европарламент своим центристским кислосладким большинством отбарабанил мантру о незаконности сепаратизма, даже не потрудившись для равновесия осудить жестокость жандармерии.

Позиция депутатов была проста - это так ужасно, что давайте напишем, что пусть этого не будет. Но как говорили мудрые эллины, даже боги не могут сделать бывшее не-бывшим.

А ведь вся надежда Пучдемона как раз была на то, что Брюссель, предложивши посредничество, избавит его от необходимости отыграть роль Дудаева.

Потом - по доносу социалистов - Конституционный суд в Мадриде запретил заседание парламента, назначенное на 9 октября. Этим Женералитет был загнан в угол, ему оставалось только, начав заседание за час до полуночи, провозгласить независимость.

Необходимо вспомнить, что решение Совета Нагорно-Карабахской автономной области Аз.ССР от 18 февраля 1988 г. о присоединении области к Ар.ССР было признано незаконным только потому, что сбежавший предисполкома унес печать, и протокол заседания Облсовета остался "не заверенным" ее оттиском.

Правда, постепенно ситуация стала смягчаться: представитель испанского правительства в Барселоне (представитель президента в федеральном округе на наши деньги) извинился за действия жандармерии. Это уже означает, что танков на улицах не будет. Затем с предложением посредничества выступил "министр финансов" Евросоюза - комиссар по бюджету Эттингер. На сутки отложено заседание парламента Автономии. Возможно, именно он, как специалист по золоту, и будет строить оный мост - и для Мадрида, и для Барселоны. Плохо то, что в Испании нет политической силы, способный протянуть каталонцам руку, не замаранную имперской поддержкой карателей.

И теперь с акциями Навального. У Путина был идеальный золотой мост для распутывания кризиса - решение Европейского суда, а потом - решение Комитета министров Совета Европы. На президентские выборы идут Навальный, Явлинский, Собчак... Кампания немедленно превращается в либеральную кучу-малу, как сейчас превращают в нее победу оппозиции в столице, столкнув Митрохина, Яшина и Каца (он часто выступает под литературным псевдонимом Митя Гудков).

Вместо этого арестами, наглейшими запретами, их штамповкой судами, движение навальнианцев оказалось старательно загнано в угол. В результате рутинная акция - "юбилейное" гажение в путинский карман, которое могло быть торжественно объявлено "очередным провалом" "одного политика", поскольку явно выдыхалась протестная волна 26 марта - 12 июня, - стала священной битвой, армагеддоном между режимом и новой оппозицией, родившейся в марте 2017 года.

И теперь мы опять проходим точку бифуркации российской истории. После всех запугиваний и утомленных рассуждений прогрессистов о том, что все равно всех побьют, а изменить ничего нельзя, может выйти мало народу - значимо меньше, чем в июне. И это похоронит политика Навального, превратив его <вновь> в скандалиста и авантюриста.

А может - и очень много, потому что все уже увидели границы страха и масштаб угроз. И тогда Путину вслед за Мединским пора будет идти на больничный... В политические трупы же превратятся те, кто Штаб Навального и акцию 7 октября не поддержали.

Полиция и роснацгвардия (ласково - "нацики") могут получить приказ образцово-показательно зверствовать (на что уже были намеки), но тогда Путин сам заведет часовой механизм той бомбы, что Мальцев называет эвфемизмом "5 ноября", хотя это может быть и 5 декабря, и 5 марта.

Власти могут быть сдержанны в разгонах - и тогда к их репутации подлецов добавится репутация трусов.

Словом, в очередной раз карты оказались сданы, и на вечерних и ночных совещаниях принимаются последние решения и спускаются последние команды и инструкции...

И потом решающий субботний день 7 октября, когда с утра с Дальнего Востока и Сибири будут либо приходить сообщения о массовых задержаниях и жестоких побоях, либо - о том, что рота ОМОНа презрительно смотрела на "жалкую кучку авантюристов", которые пикетом - все семером - требовали допустить Навального к выборам.

 

*  *  *

Приложение

Группа "ОВД-инфо"

Завтра снова большой день! Если собираетесь на улицу, запишите и передайте другому номер нашей горячей линии: 8 800 707 0528

ОВД-Инфо будет собирать и публиковать всю информацию, а наши юристы смогут вас проконсультировать — а в Москве, в случае задержания, приехать вас выручать.

И обязательно подпишитесь на нашего правового телеграм-бота — он поможет вам сориентироваться и правильно себя вести при общении с полицией: https://t.me/OvdInfoBot

Помочь ОВД-Инфо можно тут: donate.ovdinfo.org

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены