Ну что ж, спрашивали, отвечаем. 
Я теперь живу в Европе и могу схематично обрисовать, чем здешнее общество отличается от российского (условия существования демократии и правового государства).

1. Все политически активны. Средний европеец никогда не заговорит о политике в первые пять минут знакомства. На первом месте у него его личная жизнь, сад, школа для детей, работа. Но на втором обязательно политика: от местного уровня до национального. 

2. По любому поводу на митинг собирается миллион. Никто не собирается почивать на лаврах. Российские митинги даже в сто тысяч – "как легкая прогулка по Парижу" (цитата). 

3. Кстати, о работе. Работают, как пчелки. Не ищут халявы. Я наблюдала ситуацию, как вызволяли из французского туалета на пляже застрявшую там американку. Работник подъехал на машине со спецсредствами и хорошо говорил по-английски. То есть, человек с водительскими правами и хорошим английским не гнушается работать с туалетами (любая работа – хорошо). В России полно народу без водительских прав и английского, которые считают себя пупом земли и очень ценными кадрами. 

Похожее отношение к труду, как в Европе, я встречала у украинцев: владелец крупного клинингового бизнеса хвастался, что начинал "мыть полы вот этими руками". Не могу представить себе такого в России почему-то (разве что среди уехавших предпринимателей). 
Кстати, у американцев начинающим работникам положено только 2 недели отпуска в год.

5. Несмотря на представления о капитализме, утвердившиеся в бывшем СССР на базисе марксизма, его двигателем являются не только и даже не столько деньги и прибыль. Его двигателем на микроуровне являются индивидуальное конкурентное преимущество человека, вытекающее либо из его способностей, либо из семейного бизнеса с вековой традицией (как вариант – долгого изучения отрасли). Пример: чувак из Алабамы в фильме "Форест гамп" знает о креветках все. Только о креветках, но зато все. Он занимается своим делом. Другой пример – конфликт между индвидуальными способностями и семейным делом (сын хочет стать актером, отец настаивает, чтобы сын возглавил семейное дело). Если и тому и другому объяснить, что "главное – деньги", оба очень удивятся. Деньги приходят, но тогда, когда найдено свое место. Вопрос "а зачем тебе это надо" является тупым.

6. В России необходимость поиска самореализации выведена из мозга людей совсем. Согласно недавним опросам, россияне считают главным в жизни "семейное счастье". Это очень интересно для нации с огромными цифрами семейного насилия и разводов. Это просто говорит о том, что россияне надеются отмахнуться от поиска своего места в жизни на социальном уровне, замкнувшись на биологическом уровне.

7. Каждый второй европеец хоть раз в жизни судился. Это может быть и внутрисемейный суд по разводу (после которого супруги остаются друзьями), наследству, несправедливое увольнение и т.п. Это цивилизованный способ. В России выясняют отношения "по понятиям" без юристов.

8. Принцип "моя хата с краю" не работает. Не обязательно махать флагом каждый день, но обязательно отреагировать на конкретную ситуацию, о которой тебе стало известно. Недавно во Франции муж убил жену (побои). Она работала в Госархиве. Госархив тут же вывесил сообщение на своем сайте о семейном насилии, оповестив свою аудиторию. Госархив получил лучики восхищения за проявление солидарности – четвертого столпа V республики.

9. В Европе, если ты ксенофоб, то это принято скрывать. Ситуация, когда адвокат говорит "чеченцев помяли, ну и ладно, их можно" невозможна. Каждый несет индивидуальную ответственность за свои деяния. Высказывания типа "всем цыганам так и надо" невозможны в СМИ. В лучшем случае ты можешь заниматься своей евгеникой на кухне. Митинги в 500 ксенофобов в каком-нибудь глухом городе очень любят российские говноканалы, но они не релевантны: (см. пункт первый о численности реальных митингов), к тому же, встречают противодействие.

10. После уроков фашизма сейчас в Европе работает принцип наложения универсальных идеалов / норм на конкретную жизненную ситуацию. Ведь в чем была суть фашизма/нацизма? Все должны были стать идеальными: нужно избавиться от инвалидов, геев, цыган, чернокожих и евреев и оставить лишь здоровых людей "одной культуры" вместе. Даже оставшимся арийцам было желательно заниматься спортом, иметь детей, хранить верность, каждая дойче фрау готовит правильный картофель, вот это все...Россия оседлала этот показной принцип "правильной жизни" сейчас. Почему с этим трудно бороться? Потому что очень сложно ответить пропаганде: "закон божий - это плохо и ваши новые стадионы тоже". Нет, просто фашизм – плохо. Вот уже стюардесс 48-го размера преследуют, ну и че такого? Для антимира - "ничё".

11. Наверняка многие обращали внимание, что в США или Европе люди часто бегают по утрам (и без всяких утренних сеансов по радио!). Дело в том, что вместо российской мотивации "понравиться мужчинам / понравиться бабам", "если не стану идеальной топ-моделью, не стоит и начинать", "партия сказала", здесь другие мысли. Мышцы держат связки и скелет и обеспечивают молодость и работоспособность. Это очень важно – спорт из собственной выгоды, при этом без иллюзий, что все станут Сталонне и Клаудией Шифер. В России часто занимаются (скорее, делают вид) спортом с каким-то надрывом: это для Пети, Васи, Мани / ничего не получится... Хоть что-то да получится, уже хорошо, расслабьтесь. 

12. Свобода вероисповедания означает свободу отправления своего культа, и на этом все. Соответственно, я могу делать простирания, а сосед ходить на мессу. Хождение на гей-парады с большим крестом и собственными детьми за ручку со словами "смотрите, они детей развращают" правом на "вероисповедание" не является.

13. Никто не кичится "духовностью", "поездками в места силы" и т.п. – то, что расцвело пышным цветом в России. Даже пресловутые рецепты "уехать в Катманду", "ешь, молись, люби" рассматриваются как рецепт встряски, но не образ жизни.

14. Образ жизни – объективизм. Глобального смысла в жизни, конечно нет, но все же с заработанным новым домом, выученным новым языком, новым умением, типа бальных танцев, новыми планами на отпуск жить веселее.

15. Никто никого не любит как народ, нацию. Это индивидуальное чувство. Универсальный аргумент россиян: "но ведь ты же не будешь спорить, что русских не любят" выдает детское желание, чтобы тебя приголубили. Англичане "не любят" французов, французы итальянцев, не знаю насчет португальцев... Любовь – индивидуальное чувство, оно вообще не распространяется на народы.

Вместо того, чтобы думать, что американцы тебя не любят, хоть забор на даче почини!

16. Любой политик остается под надзором общества (прессы, соцсетей, разговоров на кухне и т.д.) с момента предвыборной кампании до окончания его мандата. В каком-то смысле даже действует презумпция критики: такая работа. С остальным справится пиар-служба.

Анастасия Кириленко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены