"Когда-то Константин Симонов написал:
"Всю правду о войне знает только народ".
Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог.
Народ наш в большинстве своём не знал её и,
возможно, знать не хочет.
Слишком она страшна и отвратительна,
слишком для усталых русских людей,
прежде всего истинных вояк, правда эта неподъёмна".

Виктор Астафьев, "Прокляты и убиты" 1990-1994 гг.

Каждый народ — и большой, и совсем малочисленный — имеет своих героев. Увы, герои обычно связаны с войной. Об этом можно сожалеть, но противостоять этому бесполезно. Именно война проявляет в человеке и самые лучшие героические его качества, и самые низменные. Память о героях хранится долго, но, пройдя проверку временем, историей, одни герои остаются навсегда с народом, другие уходят в небытие. Этот процесс постоянен и противиться ему бесполезно. Кроме этого, вполне естественно, что герои одних народов для других выглядят скорее преступниками, чем героями.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько наиболее известных всем примеров. Национальный герой России Генералиссимус Александр Суворов для россиян безусловный и легендарный герой, так к нему относятся ещё в ряде стран (например в Швейцарии), но для поляков и французов он убийца, и даже преступник. Та же ситуация с Иваном Сусаниным, превратившимся из живого человека в персонаж, на примере которого уже не одно столетие воспитывается российский патриотизм, — для поляков он убийца. Героем, несмотря на сложности и противоречия своей биографии, является подводник Александр Маринеско, потопивший крупнейший транспортный корабль Третьего Рейха "Вильгельм Густлофф" с госпиталем на его борту, но для немцев он не герой. Ясир Арафат — лидер палестинского движения освобождения ООП, герой для палестинского народа, хотя и не для всего. Более того, он получил вместе с Шимоном Пересом — президентом Израиля — Нобелевскую премию мира (1994) за подписание мирного договора. Но разумеется, в Израиле очень многие Арафата считают убийцей и даже террористом, и не простили своему президенту Пересу жестов доброй воли и подписания мирного договора. Для израильтян Арафат — убийца. Ян Палах, сжегший себя 16 января 1969 года на Вацлавской площади Праги в знак протеста против советской политики в Чехословакии, герой для чехов, словаков и для людей мира, особенно восточноевропейского, испытавшего на себе все прелести советской дружбы. Однако в советской пропаганде он то ли преступник, то ли сумасшедший, недостойный светлой памяти. Примеры из истории можно приводить бесконечно. Многие из них шагнули не только в учебники истории, но стали основой литературных, музыкальных, театральных и кинопроизведений.

Сегодня вновь очень горячо обсуждается тема "лесных братьев". Тех латышей, литовцев, украинцев, эстонцев, белорусов, граждан присоединённых к СССР в конце тридцатых-сороковых годах территорий соседних стран. Людей, не согласных с насильственной советизацией. В то время как кровавая Вторая мировая война продолжалась с 1939 по 1945 годы, борьба "Лесных братьев" шла практически до конца пятидесятых годов, то есть как минимум на десять (!) лет дольше. При этом 10 лет с победоносной Советской Армией, хотя точнее с войсками СМЕРШ, НКВД, сражался не усиленный всей мощью военно-промышленного комплекса Европы победоносный Вермахт, а партизанские отряды. Отряды патриотов, не имевших практически никакой, кроме разве только информационной и моральной, поддержки, помощи. Да и то в очень ограниченном характере. Они воистину сражались и умирали за Родину и за Свободу. Законы СССР не оставляли им выбора, и они были настоящими врагами коммунистической диктатуры. Крови это стоило — и участвовавшим в этой борьбе, и просто живущим на этих территориях — огромной. Память об этом неистребима.

Однако, кажется, даже в СССР это понимали. По крайней мере после того как люди посмотрели ряд выдающихся фильмов, посвященных этой трудной теме. Первым из них был "Никто не хотел умирать" (1965), автор и режиссер Витаутас Жалакявичюс, в ролях: Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Альгимантас Масюлис, Вия Артмане, Бруно Оя. Удостоено премий: главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, 1966; государственная премия Ленинского комсомола, 1966; Государственная премия СССР, 1967; по результатам опроса читателей журнала "Советский экран" признан лучшим советским фильмом 1966 года. Подчеркну, ещё до исторической инициативы польских и немецких епископов, обменявшихся посланиями "Прощаю и прошу прощения", авторы фильма фактически сказали именно эту необходимую фразу своим фильмом. Не только в балтийских республиках, во всем Советском Союзе это услышали и поняли. Наверное потому, что тогда, в 1965 году, ещё было живо очень много людей, для которых война была реальной собственной историей, а не легендой из учебника истории или, того хуже, пропаганды. Свидетельствуют об этом как награды фильма — кинематографические, государственные, зрительские, — так и его большой успех в прокате.

Этот ряд честного, трагического взгляда на историю продолжил фильм "Белая птица с черной отметиной" (1970), автор и режиссер Юрий Ильенко, в ролях: Иван Миколайчук (соавтор), Лариса Кадочникова, Богдан Ступка, Джемма Фирсова. Премии: Золотая медаль Московского Международного Кинофестиваля (1971), приз "Серебряные сирены" Международного кинофестиваля в Сорренто (Италия-1972). Разумеется в Москве и во Львове этот фильм люди смотрели разными глазами, но у зрителей хватало человечности понимать, что речь идет о величайшей трагедии борьбы народа за своё самоопределение, за свою самобытность, за свою Свободу. Именно поэтому и в этом случае приходит безусловное признание и в стране, и в мире. Было бы здорово, если бы один из центральных каналов России показал этот фильм вместо бесконечных бессмысленных обсуждений этой темы в ток-шоу.

Процесс осознания правды войны продолжался. В 1980 году выходит фильм "Лесные фиалки" режиссер Кальё Кийск. Он уже получает куда меньший прокат, но всё равно становится заметным событием в культурной жизни не только Эстонской республики, но и всего СССР. Были и другие фильмы различных киностудий СССР, я привел те, которые считаю лучшими и с точки зрения кино, и с точки зрения исторической правды.

На волне перестройки огромный массив исторической правды становится доступен всем широким массам граждан самой большой страны мира. Поколение войны естественно убывало, но для многих именно это время стало временем прозрения, осознания боли и трагедии истории того периода. Казалось, общество всё поймет, несмотря на сопротивление преступников и пропагандистов советской тоталитарной системы, и расставит все точки над i. Увы, десятилетие доступности правды пролетело мгновенно, и в обществе, в стране всё сильнее заиграли бравурные марши победы. Власть решила, что иного фундамента для построения новой страны у неё в распоряжении нет, и стала планомерно отчищать фундамент от исторического налёта. Подменяя факты пропагандистским угаром полировки действительности. Отряд желающих и умеющих погреть на этом руки и сделать себе карьеру тут же нашёлся. Дети советских пропагандистов и чекистов заняли свои почетные места в рядах Военно-Исторического общества под патронатом "самого честного" в стране историка доктора-министра Медынского. Получив доступ к государственной казне и источникам информации и пропаганды, они дружно начали ковать новую громкую славу кормящей их Победы. Ковать и в прямом (имею в виду многочисленные, однообразные, серийные, как в СССР, памятники) и в переносном смысле, имея в виду их благосостояние и тиражируемую удобную для них пропагандистскую правду. Астафьев, Быков, Васильев, Гроссман, Некрасов — фронтовики, писатели, с их правдой о войне им вовсе не нужны! У них свои герои — борзописцы. Эта позиция, инициированная властью, не могла не сказаться на действиях страны и на понимании исторических процессов ее гражданами. Последовали 2008, 2014 года. Появились новые герои.

Как следствие — в отличие от указанных мною выше фильмов, кинокартина эстонских и грузинских кинематографистов "Мандарины" — "Mandariinid" (2013), автор и режиссер Заза Урушадзе, в ролях: Лембит Ульфсак, Георгий Накашидзе. Номинант шорт-листа премии "Оскар" и главной европейской кинопремии "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" 2015 года! Несмотря на огромный международный успех и признание, несмотря на выдающуюся игру любимого зрителем Лембита Ульфсака, известного ещё со времен фильма "Легенда о Тиле" (1977), на российских экранах не появился. Вряд ли могло быть иначе! Ведь в нём все тот же мотив "Прощаю и прошу прощения", проклятие, а не тупая героизация войны.

Быть героем трудно. Верить в героев проще, но значительно сложней осознавать, что действительно героизм с точки зрения человечности и человечества, а что является военным подвигом, проявленным в конкретных обстоятельствах, не всегда зависящих от человека. Героизация была и будет оставаться неотъемлемой частью построения государства, "рождения нации". Скажи мне, кто твои герои, и я скажу тебе, кто ты и почему они твои герои. Не бывает и не может быть одинаковых военных героев для разных народов и стран. Именно поэтому человечеству нужны другие герои. К героям нужно относиться с пониманием, с мудростью, взвешенно и помнить всегда единственный ключ к миру — "Прощаю и прошу прощения"!

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter