Политолог Игорь Клямкин задал мне в фейсбуке вопрос: "Выборы в Учредительное собрание требуют изменения Конституции — в ней они не предусмотрены. Или их может объявить временная революционная власть. Что именно имеется в виду?".

Мой ответ вряд ли может удовлетворить сторонников Навального и Явлинского, т.к., по-моему частному мнению, сегодня демократической оппозиции и гражданским активистам целесообразно стремиться не к победе оппозиционного кандидата на выборах президента в 2018 году, а к созыву и проведению в обозримом будущем Учредительного собрания. Многие скажут, что и первое, и второе невозможно, если говорить о реальной политике, но ставить и обсуждать политические цели на будущее тоже имеет смысл.

Я представляю себе созыв и выборы Учредительного собрания именно как вынужденное согласие президента Владимира Путина (который, видимо, останется президентом и после выборов 2018 года), действующего правительства, госдумы в ответ на массовые демонстрации с требованием проведения УС в ситуации нарастания революционной обстановки и, возможно, проведения массовых политических забастовок в стране и объединения вокруг этого лозунга всех оппозиционных лидеров. Т.е. нечто похожее на ситуацию с массовыми требованием отмены "6-й статьи" Конституции в 1989 году. Очень важно, чтобы армия в этих условиях сохранила нейтралитет, что кажется мне вполне возможным. Но, конечно, остается проблема "Росгвардии".

Что касается того, что для созыва и выборов Учредительного собрания надо, как говорят, сначала изменить действующую сегодня Конституцию мне кажется, что этого не требуется, т.к. наша Конституция не запрещает проведения УС, и я рассчитываю на то, что в такой ситуации, о которой говорю, оно может быть созвано по постановлению или закону, формально принятому Госдумой или по решению президента Путина под давлением массовых выступлений. Учредительное собрание конституирует и легитимизирует себя само на первом же своем заседании, — я имею в виду принятие Учредительным собранием декларации типа сахаровского "Декрета о власти".

В общем, ключевые слова — революционная ситуация, массовые выступления и поддержка всеми оппозиционными лидерами лозунга всеобщих выборов в Учредительное собрание и его созыва. С обязательной люстрацией (запрещением участия в выборах в Учредительное собрание в качестве кандидатов в его члены руководителям государства и нескольким категориям чиновников, служащим ФСБ и ряду других категорий лиц, которым должно быть запрещено баллотироваться в Учредительное собрание). О люстрации определенных категорий кандидатов я писал недавно в заметке "О политической кампании Алексея Навального".

Слишком много глубоких структурных противоречий и проблем в отношениях собственности и федеративных отношениях накопилось в нашей стране с 1994-1995 гг., чтобы их мог решить очередной президент, даже если новым президентом будет Навальный или Явлинский. Отношения собственности в нашей стране и результаты залоговых аукционов нелегитимны и должны быть пересмотрены, должно быть признано конституционное право на выход народов из состава России и критерии, дающие право народам на сецессию, выполнено решение ПАСЕ о возвращении Крыма Украине, проведена люстрация лиц, претендующих на государственные должности, прекращена преемственность органов безопасности с ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ, а политические репрессии в Советском Союзе признаны преступлениями против человечности...

И кто-то должен говорить, что никакой новый президент, в т.ч. Навальный или Явлинский этих вопросов решить не сможет, потому что их может решить только Учредительное собрание.

P.S. Хотя и не очень последовательно, я написал об этом в своих недавних публикациях:

http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1955284-echo/,

http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1951362-echo/,

http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1999668-echo/,

http://echo.msk.ru/blog/samodurov/2014766-echo/,

/material.php?id=5943B9D2CC845

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter