Начавшая спор об империи, её друзьях и врагах Ирина Бирна решила оставить за собой последнее слово. Белые начинают и выигрывают. И если бы не выпады против меня и некоторое незнание "точек и запятых", которое, без сомнения, компенсирует "классовый разум", то я бы не стал это писать. Но есть вещи, которые не остаются без ответа.

Первое. Написать про оппонента из России "русский" в кавычках — это грязное оскорбление. Я не берусь отвечать за Навального, Ходорковского или Иноземцева, но я — или русский (по культурной и цивилизационной принадлежности), или еврей литовско-украинского генезиса и иудей, если брать этнос и вероисповедание. Но "русский" — это такой же фашизм, как назвать Мандельштама и Пастернака "русскоязычными" поэтами.

Второе. Человечество именно делится на цивилизации, так же как дом на квартиры, а квартал — на дома. Делимо целое — например, наследство, а делится — изначально составное.

Третье. Россия — не колониальная империя, а континентальная. Главное отличие от империй заморских — формальное равенство статусов подданных и территорий. Как в Китае, Персии, Османской империи (для мусульман, хотя 120 лет назад в континентальной Европе самое толерантное религиозное законодательство было в Блистательной Порте, а самое нацистское — в Российской империи, даже армяне как религиозное меньшинство имели в Турции формально больше прав — наравне со всеми христианами, чем на российском Кавказе, или старообрядцы, молокане и т.д.). И тут начинается главная проблема. На всей территории Эрэфии, кроме СКФО, этнические русские составляют либо большинство, либо очень значительное большинство, и почти вся Эрэфия находится в поле русской культуры (кроме СКФО и Поволжья, где есть воздействие тюркских культур и мира ислама). Поэтому каждое самоопределение станет "Подмандатной Палестиной-48" или "Боснией-93". Я не хочу крови и разрухи, войны и страданий. Но у меня нет сомнений, что найдётся куча этнократов, которые будут доказывать, что ничего лучше, чем существование этнонационального суверенного государства с ними во главе быть не может, а русские — "имперцы", и поэтому должны "молчать в тряпочку", что бы с ними не делали. Я же пытаюсь доказать, что 100-миллионная нация, имеющая даже ядерное оружие, себя расчленить и превратить в людей второго-третьего сорта на половине территории страны не позволит. Любой ценой! Даже ценой войны и прихода к власти авторитарного националистического вождя.

Четвёртое. Россия цивилизационно является "дочкой" Европы, потому что с момента её разрыва с "византийской" цивилизационной матрицей (Орда цивилизацией не была и самостоятельного цивилизационного воздействия поэтому оказать на Русь не могла, ордынские социальные практики внедрялись, поддерживаемые византийской идеологией власти), первые полвека российский истеблишмент говорил и часто думал по-немецки, а последующий век — по-французски.

Пятое. Путин действительно проявил мудрую дальновидность, сохранив верность универсализму и космополитизму ельцинского периода, поскольку его уже совсем фашизоидное окружение постоянно лоббировало идеи снятие запрета на государственную идеологию, объявление православия государственной религией и ликвидацию национальных республик. И на страшном суде истории ему зачтётся отказ выбрать путь Милошевича. Давайте приучимся быть справедливыми.

Dixi

Евгений Ихлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter