Реальный статус страны безошибочно определяется по ее политическим предпочтениям и поведению на международной арене. Если школьника как магнитом тянет в компанию "камчадалов"* - это верный признак его неуверенности в себе, сейчас сказали бы "партиципация к брутальности". О том же говорят нарочитая грубость и демонстративный цинизм.

В последние дни представители Эрэфии превзошли себя в фееерически хамских выпадах против США, Великобритании, стран Западной Европы. Одновременно проявлено какое-то неистовое лизоблюдство в отношении не только режима "Западной Сирии"**, но и уже совсем кошмарного пхеньянского. К этому остается добавить жанр "вернись - я все прощу" в отношении Эрдогана - правителя, который более всего за последние полтора года сделал для самых скандальных провалов ближневосточной политики Кремля.

Но разразившийся корейско-ядерный кризис заставил меня вспомнить, как аналогичным образом шла к своим провалам царская империя.

Для начала все тогдашние державы не могли не обратить внимание на внешнеполитический изоляционизм правления государя императора Александра Александровича. Такой изоляционизм могла еще позволить себе перессорившаяся со всеми Британия - сильнейшая и богатейшая держава мира, - но не слабая и отсталая Российская империя. Это показало слабость петербургской дипломатии - можно было вести элегантную игру с тогдашними центрами силы, Петербург же предпочитал получать пинки и от Лондона, и от Берлина.

Когда последний финансовый удар*** от Бисмарка чуть не уложил страну в нокаут, напротив, поспешный и унизительный союз с Францией показал сокрушительную слабость империи. Ведь во всех столицах знали, что под огромный кредит и кредитные гарантии, под IPO на парижской бирже, куда более значимой, нежели берлинская, Петербург сделал себя по существу ландскнехтом Парижа, "тайно"**** обязавшись бросить свои неисчислимые полки на Берлин и Кёнигсберг, буде у довольно хилой Франции достанет желания потрогать штыком Второй рейх.

После Кишеневского погрома ровно 114 лет назад стал ясен и полный внутриполитический провал самодержавия: при жесточайшем полицейском режиме допустить десятки изуверски убитых толпой, около тысячи раненых и ущерба для зданий в трети города, а потом использовать трагедию как стимул для выдавливания из страны сотен тысяч евреев, как "счастливую оказию" - это уже был показатель окончательной деградации системы, уже почти сравнявшейся с Оттоманской империей с ее гонениями на греков и армян.

И тут японцы спокойно и расчетливо нанесли удар. Они не ошиблись - медведь***** оказался на глиняных ногах.

После того, как Российская империя ценой огромных издержек восстановила свой потенциал и статус - Париж и Лондон накачали займами и инвестициями, - авантюризм политики Петербурга полностью проявился в защите Белграда, явно причастного к сербскому терроризму.

Поэтому и не ждали, что после обстрела Белграда Петербург, не выдвигая никому никаких требований, начал всеобщую мобилизацию во всех западных округах. Причем о якобы провинившейся Вене Петербург забыл, и Двуединая монархия вступила в войну позже Англии - ударом по южному фасу польского "плацдарма", оттягивая российские части, нацеленные на Пруссию.

К счастью, при циклических повторах исторических вариаций, они происходят "зеркально", и в ответом Москвы на ракетный удар по сирийско-российской авиабазе стал лишь обильный словесный понос.

В последний час. Чухче превратил приглашенных журналистов, включая отечественных (в т.ч. "Россия-24"), в заложников, отказываясь выпускать из страны...
__________

* Термин куда более вековой давности: "камчатка" - задние парты в гимназическом классе, где сидели второгодники и прочие девиантные юноши.

** Проблема не только в том, что Дамаск контролирует лишь четверть страны (и то номинально), а в том, что больше и не будет контролировать никогда. При любом нормальном мирном урегулировании очевидно будет возрожден французский проект 1922 года конфедерации нескольких почти независимых провинций, только вместо получившего независимость Ливана дополнительно появится курдский регион.

*** Запрет российских IPO на берлинской бирже - ключевой для внешнеторговых операций: хлебный экспорт - почти единственный источник золота и валюты.

**** Что бы ни говорили и ни писали "о гарантиях мира" дипломаты, немедленно начавшиеся самые тесные консультации обоих Генштабов скрыть было невозможно. Впрочем, также, как и сугубо наступательный характер военного планирования свежесозданной Антанты.

***** Это не русофобская острота: в видениях пророков обреченная империя обозначается как великан с блистающей золотой головой ("дворцовая культура"), а его ноги - смесь железа и глины [керамоброня?], но там же последовательность империй обозначается чередой монстров, причем, считается, что медведь - символ Греческой (Македонской), а многоголовый дракон - Римской.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены